Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Козиной Т.Ю., судей Андроник А.В., Фроловой Л.А., при помощнике судьи Цыпкайкиной Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиной Т.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя истца Бучукури Тимура Михайловича по доверенности Сагандыкова Юрия Анатольевича на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 18 мая 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Бучукури Тимура Михайловича к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии по г. Москве о признании решения незаконным, об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Бучукури Т.М. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии по г. Москве с требованием о признании незаконным решения жилищной комиссии.
В обоснование заявления указал, что он находится на службе в должности заместителя командира 1 оперативной роты 4 оперативного батальона ОМОН "Авангард" ГУ Росгвардии по г. Москва. 01.11.2021 истец обратился с заявлением о принятии на учет для получения выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Семья истца состоит из трех человек - он, супруга и сын. Стаж службы Бучукури ТМ. более 23 лет. На учете очередников для получения единовременной социальной выплаты ранее Бучукури Т.М, не состоял. В настоящее время истец и его семья зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: р. адрес, где зарегистрированы еще два человека, которые владеют ? доли данного дома. На основании выписки из протокола N 1-2022 от 27.01.2022 в принятии на учет в качестве нуждающегося в единовременной социальной выплате (далее-ЕСВ) истцу было отказано, в качестве обоснование указано на положения подпункта 1.1. пункта 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2021 г. N 247 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он за весь период прохождения службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное решение истец полагает незаконным, во внесудебном порядке данный спор не урегулирован.
Истец просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ Росгвардии по Москве от 27.01.2022 об отказе в принятии Бучукури Т.М. на учет ГУ Росгвардии по Москве в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика принять истца на учет для получения ЕСН.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, удовлетворить иск.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Сагандыкова Ю.А, представителя ответчика Бубнову С.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
При рассмотрении дела суд руководствовался положениями ст.30, 31 ЖК РФ, Федеральным законом от 19.07.2021 N 247 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом первой инстанции установлено, что истец находится на службе в должности заместителя командира 1 оперативной роты 4 оперативного батальона ОМОН "Авангард" ГУ Росгвардии по г. Москва.
01.11.2021 истец обратился с заявлением о принятии на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Заявление Бучукури Т.М. было зарегистрировано в журнале учета регистрации заявлений (рапортов).
Семья истца состоит из трех человек - истец, супруга фио и сын фио
Стаж службы Бучукури Т.М. в Вооруженных силах РФ составляет: с 19.12.1996 по 23.10.1998, с 28.10.1998 по 25.02.1999, с 18.03.1999 по 11.11.2002, с 06.08.2003 по 08.11.2009; в органах внутренних дел РФ: с 02.08.2010 по 01.10.2016, в ФС ВНГ РФ с 01.10.2016 по настоящее время. Общий стаж службы - 23 года 04 месяца 07 дней по состоянию на 13.11.2021.
Ранее на учете очередников для получения ЕСН ранее Бучукури Т.М, не состоял.
В настоящее время истец и его семья зарегистрированы по месту жительства в частном жилом доме по адресу: р. адрес, где зарегистрированы еще два человека, которые владеют ? доли данного дома.
На основании выписки из протокола N 1-2022 от 27.01.2022 в принятии на учет в качестве нуждающегося в ЕСВ истцу было отказано, в качестве обоснование указано на положения подпункта 1.1. пункта 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2021 г. N 247 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он за весь период прохождения службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Ранее Бучукури Т.М. вместе с семьей были зарегистрирован в квартире по адресу: адрес. Данная квартира принадлежала на праве собственности Бучукури Т.М. с 31.01.2007 по 01.04.2015. Право пользования истца и его семьи данной квартирой прекращено на основании решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03.03.2021.
Как следует из справки ФГАУ "Росжилкомплекс" Филиала "Южный" МО РФ, ранее решением Командующего войсками СКВО от 06.03.2004 истцу Бучукури Т.М. было предоставлено жилое помещение - квартира, общей площадью 68, 60 кв.м, по адресу: адрес, которая была приватизирована и продана 12.03.2007.
Разрешая требования истца, суд исходил из ранее Бучукури Т.М. реализовал свое право на бесплатное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, решение об отказе истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в ЕСВ принято правомерно, многократное обеспечение жильем или средствами к его приобретению представляют собой злоупотребление правом по смыслу ст. 10 ГК РФ, в связи с чем отказал истцу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истца, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, не допущено.
19 июля 2011 г. был принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2012 г.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005 года) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приведенные законоположения направлены на обеспечение права такой категории имеющих определенный федеральным законодательством особый статус граждан, как сотрудники органов внутренних дел, на меру социальной защиты в виде обеспечения жилыми помещениями. Само же по себе введение правового регулирования, закрепившего особенности реализации данного права в связи с изменением с 1 марта 2005 г. порядка предоставления жилых помещений, не может рассматриваться как нарушение правового равенства между теми лицами, которые были участниками правоотношений по ранее действовавшему законодательству, и лицами, являющимися участниками правоотношений, регламентированных новыми правовыми нормами. Иное исключало бы возможность реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт "а") полномочия федерального законодателя по внесению изменений в правовое регулирование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2016-О).
Как неоднократно указывал Конституционной Суд Российской Федерации в своих решениях, право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 г. N 509-О-О, от 25 февраля 2013 г. N 192-О, от 24 сентября 2013 г. и др.).
Учитывая, что истцу ранее предоставлялось жилье бесплатно, при этом площадь ранее предоставленной квартиры подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.