Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Мрыхиной О.В, Полковникова С.В.
при помощнике судьи Герасимовой А.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Новый коммунальный стандарт" на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 15 ноября 2022 года, которым постановлено: исковые требования Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" к ООО "Новый коммунальный стандарт" о понуждении к исполнению требований предписания удовлетворить.
Обязать ООО "Новый коммунальный стандарт" в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу исполнить требования, содержащиеся в предписании Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 10 марта 2021 года N 08ОБ-10254-25-24-2021 по адресу: адрес, а именно: принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций балконных плит, устранить имеющиеся разрушения балконных плит по периметру МКД; устранить разрушение штукатурно-окрасочного слоя цоколя; привести в надлежащее состояние систему наружного водостока; устранить имеющиеся пробоины и трещины шиферного материала кровли; восстановить разрушенную отмостку вокруг дома.
Взыскать с ООО "Новый коммунальный стандарт" в доход бюджета субъекта РФ города федерального значения Москва государственную пошлину в размере 6 000 руб.
УСТАНОВИЛА:
Истец Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обратилось в суд с иском к ООО "Новый коммунальный стандарт" о понуждении к исполнению требований предписания, указывая в обоснование своих требований, что 10 марта 2021 года Инспекцией на основании Распоряжения от 15 февраля 2021 года N 080Б-10254-25-24-2021 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилого дома, расположенного по адресу: адрес, в целях проверки обращения граждан в отношении ООО "Новый коммунальный стандарт". В ходе проведения проверки Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований жилищного законодательства. Управление и эксплуатацию жилого дома по вышеуказанному адресу осуществляет Общество с ограниченной ответственностью "Новый коммунальный стандарт". В результате проверки Инспекцией в отношении должностного лица ООО "Новый коммунальный стандарт" фио составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП, по итогам рассмотрения которого вынесено постановление от 15.03.2021 г. о привлечении должностного лица к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Вместе с тем, с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений ООО "Новый коммунальный стандарт" выдано предписание от 10 марта 2021 г. N 080Б-10254-25-24-2021 с указанием конкретных сроков устранения недостатков ? до 20.08.2021 года. Предписание не оспорено. При проведении 25 августа 2021 г. проверки исполнения указанного предписания установлено, что оно не выполнено.
Документов, подтверждающих выполнение предписания в полном объеме, не предоставлено.
На основании изложенного истец просил обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу исполнить требования, содержащиеся в предписании Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 10 марта 2021 года N 08ОБ-10254-25-24-2021 по адресу: адрес, а именно: принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций балконных плит, устранить имеющиеся разрушения балконных плит по периметру МКД; устранить разрушение штукатурно-окрасочного слоя цоколя; привести в надлежащее состояние систему наружного водостока; устранить имеющиеся пробоины и трещины шиферного материала кровли; восстановить разрушенную отмостку вокруг дома.
Истец Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела ходатайству просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ООО "Новый коммунальный стандарт" своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, доказательств уважительности неявки в судебное заседание и своих письменных возражений на иск не представило.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит ответчик ООО "Новый коммунальный стандарт" по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, не соглашаясь с выводами суда.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
Согласно пункту 14.12 Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Инспекция) утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27, Инспекция (должностные лица Инспекции) в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством, обращаться в суд с заявлениями о понуждении исполнения предписания, обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения. Задачей Инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, регламентирующей порядок организации и осуществления лицензионного контроля, также предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований. В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (ч. 3 ст. 192 ЖК РФ).
В силу ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Следовательно, инспекция, являясь лицензирующим органом, вправе проводить проверки и в случае выявления нарушений лицензионных требований обязана выдавать предписания об устранении нарушений законодательства управляющим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В ст. 2 Закона N 99-ФЗ установлена обязанность лицензиата соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности, которые устанавливаются названным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицензионные требования к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами установлены в статье 193 ЖК РФ, а также в Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее Положение N 1110).
В силу п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, подпункта "б" п. 3 Положения N 1110 таким требованием является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10 марта 2021 года Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на основании Распоряжения от 15 февраля 2021 года N 080Б-10254-25-24-2021 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилого дома, расположенного по адресу: адрес, в целях проверки обращения граждан в отношении ООО "Новый коммунальный стандарт".
В ходе проведения проверки Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований жилищного законодательства, а именно: частичное разрушение балконных плит до арматуры по периметру МКД; частичное разрушение штукатурно-окрасочного слоя цоколя; частично разукомплектована система наружного водостока; многочисленные пробоины, трещины шиферного материала кровли; частичное разрушение отмостки.
Тем самым управляющей организацией нарушены требования п. 1, п. 7, п. 9 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения".
Управление и эксплуатацию жилого дома по вышеуказанному адресу осуществляет Общество с ограниченной ответственностью "Новый коммунальный стандарт".
В результате проверки Инспекцией в отношении должностного лица ООО "Новый коммунальный стандарт" фио составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которого вынесено постановление от 15.03.2021 о привлечении должностного лица к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений ООО "Новый коммунальный стандарт" выдано предписание от 10 марта 2021 г. N 080Б-10254-25-24-2021 с указанием конкретных сроков устранения недостатков ? до 20.08.2021 года. Предписание не оспорено.
При проведении 25 августа 2021 г. проверки исполнения указанного предписания установлено, что оно не выполнено. Документов, подтверждающих выполнение предписания в полном объеме, не предоставлено. За невыполнение требований предписания в полном объеме Инспекцией в отношении ООО "Новый коммунальный стандарт" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ. Протокол и материалы по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка N 271 района Лефортово г. Москвы. По результатам рассмотрения данного дела Постановлением мирового судьи судебного участка N 271 района Лефортово г. Москвы от 21 сентября 2021 г. ООО "Новый коммунальный стандарт" признано виновным в совершении правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Как указывает истец, ООО "Новый коммунальный стандарт" на протяжении длительного времени не принимаются меры по исполнению требований законного предписания в части выполнения текущего ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в доме, добросовестно вносящих плату за содержание и ремонт жилья.
Судом также установлено, что в настоящее время требования предписания ответчиком не исполнены, допустимых и достаточных доказательств выполнения предписания инспекции, вынесенного в рамках ее полномочий, суду вопреки ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что требования, указанные в предписании, направлены на защиту имущественных интересов собственников жилых помещений дома и обеспечению комфортного и безопасного проживания граждан, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст.67 ГПК РФ.
Судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" не вправе обращаться в суд с иском в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений многоквартирного дома ввиду отсутствия обращения граждан с просьбой о защите их прав и законных интересов, поскольку указанные доводы опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе обращением собственника квартиры N 2, расположенной по адресу: адрес, о ненадлежащем выполнении управляющей компании своих обязанностей, протечках кровли, проведения ремонта дома.
В соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно пункту 14.12 Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Инспекция), утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 Инспекция (должностные лица Инспекции) в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством, обращаться в суд с заявлениями о понуждении исполнения предписания.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО "Новый коммунальный стандарт" требования предписания не выполнены, документов, подтверждающих выполнение работ по предписанию ответчиком не предоставлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального подтверждения в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли. Выводы суда подробно изложены и мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 15 ноября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Новый коммунальный стандарт" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.