Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Пильгановой В.М., при помощнике судьи Гусеве Д.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. дело по апелляционной жалобе Кореевой М.М. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Кореевой М.М. к ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области о включении периодов в стаж удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области N833913 от 22 сентября 2021 г. в части отказа в включении в стаж Кореевой М.М, дающий право на досрочную пенсию, периодов её работы с...
Обязать ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области включить в стаж Кореевой М.М, дающий право на досрочную пенсию, периоды её работы с...
В удовлетворении остальной части требований отказать;
установила:
Кореева М.М. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, просила признать решение ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области N 833913/21 от 22.09.2021 об отказе в установлении истцу страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца периоды курсов повышения квалификации.., период работы истца в ООО "Клиника Мужского и женского здоровья" в должности.., исчислив указанные периоды в льготном исчислении как год работы за один год и шесть месяцев.
В обоснование заявленных требований Кореева М.М. ссылалась на то, что 10.06.2021 обратилась к ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 22.09.2021 в назначении досрочной пенсии ей отказано ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет, при этом истцу в стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды ее работы в ООО "Клиника Мужского и женского здоровья", периоды прохождения курсов повышения квалификации, а периоды работы в должностях медсестры, старшей медсестры гинекологического отделения учтены в календарном исчислении без применения льготного коэффициента, что истец считает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца заявленные требования поддержал, представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении исковых требований по доводам апелляционной жалобы просит истец Кореева М.М.
Определением судебной коллегии в соответствии со ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Кореева М.М, представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Терешина А.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 10.06.2021 Кореева М.М, 23.04.1971 года рождения, обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области N 833913/21 от 22.09.2021 Кореевой М.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Указанным решением истцу в стаж на соответствующих видах работ были включены периоды ее работы общей продолжительностью 25 лет 06 месяцев 5 дней.
Из подсчета медицинского стажа Кореевой М.М. пенсионным органом исключены периоды:
...
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на истца на курсах повышения квалификации.., суд исходил из того, что факт нахождения истца на курсах повышения квалификации в периоды ее работы в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтвержден материалами дела; в соответствии с положением ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности медицинских работников, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов, в связи с чем их включение основано на положениях ст. ст. 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решение суда в той части, в которой исковые требования удовлетворены, сторонами не обжалуется, соответственно, в силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его законность и обоснованность судебной коллегией не проверяется.
Как следует из трудовой книжки Кореевой М.М,... она принята на должность медицинской сестры в ООО "Клиника мужского и женского здоровья", приказом от 06.07.2017 N 61 трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы... в ООО "Клиника мужского и женского здоровья", суд исходил из того, что такой вид организации как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не поименован в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781; доказательств того, что в данные периоды истец осуществляла медицинскую деятельность в учреждениях, предусмотренных Списком, суду представлено не было; кроме того, данные периоды не могут быть включены и в специальный страховой стаж, так как не подтверждены сведениями персонифицированного учета.
Судом также установлено, что Кореева М.М. приказом... была принята на должность...
Рассматривая требования истца об обязании включить периоды работы...
Проанализировав представленные доказательства, в том числе справку работодателя, согласно которой Кореева М.М. в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в гинекологическом отделении N1 стационара, и, учитывая отсутствие доказательств того, что в периоды... истец работала в отделении хирургического профиля и принимала участие в операциях, при том, что должности, занимаемые истцом в указанные периоды, и отделения, не соответствуют требованиям Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работы в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании включить данные периоды в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Кореевой М.М. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" верно применил положения указанных норм закона, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого правильно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода работы с 15.08.2013 по 06.07.2012 в ООО "Клиника мужского и женского здоровья" в должности медицинской сестры, суд принял во внимание, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не поименовано общество с ограниченной ответственностью. Не было предусмотрено таких наименований и в Списках, действовавших ранее.
Суд правильно исходил из того, что термин "учреждение здравоохранения" не должен трактоваться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Из материалов дела не усматривается, что ООО "Клиника Мужского и женского здоровья" являлось учреждением и изменило организационно-правовую форму, поэтому оснований для установления тождественности должностей у суда не имелось.
Судебная коллегия учитывает что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Поскольку в спорный период истец осуществляла трудовую деятельность в обществе с ограниченной ответственностью, не относящемся по своей организационно-правовой форме к учреждениям здравоохранения, оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии не имелось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании включить периоды работы в должности медсестры гинекологического отделения, старшей медсестры гинекологического отделения в ГБУЗ Республики Марий Эл "Медико-санитарная часть N1"... с применением льготного исчисления стажа как 1 год работы за 1, 5 года, суд верно исходил из того, что подлежащими применению нормативными актами предусмотрен исчерпывающий перечень должностей среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля, работа в которых дает право на зачет специального стажа в полуторном исчислении: оперативные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших. Поскольку Кореевой М.М. не представлены доказательства осуществления ею в спорный период работы в течение полного рабочего дня в должности операционной медицинской сестры, участие истца при проведении операций, учитывая при этом, что работа в иных должностях (например, в качестве палатной (постовой) медицинской сестры, медицинской сестры процедурной и иных) не дает право на льготное (полуторное) исчисление стажа, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика включить периоды ее работы... в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении основано на законе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном акте с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кореевой М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.