Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Удова Б.В., судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи Смирновой Г.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика нотариуса фио по доверенности фио, на решение Люблинского районного суда адрес от 22 ноября 2022 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать нотариуса Московской городской нотариальной палаты фио в течение 60 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу создать беспрепятственный доступ в нотариальную контору, расположенную по адресу: адрес, маломобильных групп населения, путем обеспечения и при необходимости монтажа инвентарного пандуса, размерами, предусмотренными СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения, актуальная редакция СНиП 35-01-2001, при входе в нежилое помещение нотариальной конторы, а также при перемещении внутри нотариальной конторы до уровня помещений, в которых осуществляется прием граждан и осуществляется нотариальное действие; увеличения размеров дверного проема в помещениях нотариальной конторы, в которых осуществляется прием граждан, в том числе маломобильных групп населения, и осуществляется нотариальное действие до параметров минимально допустимых (0, 8 м) в соответствии с СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуализированная редакция СНиП 35-01-2001; приспособления существующего дверного блока или замены на дверной блок соответствующей конструкции, при котором размер нижней обвязки дверной коробки в помещениях нотариальной конторы, в которых осуществляется прием граждан, в том числе маломобильных групп населения, и осуществляется нотариальное действие, не будет превышать допустимые параметры высоты (14мм) в соответствии с СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Взыскать с нотариуса Московской городской нотариальной палаты фио государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма
Взыскать с нотариуса Московской городской нотариальной палаты фио в пользу ООО "Центр экспертизы и права" расходы на проведение судебной экспертизы в размере сумма"
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об обязании создать беспрепятственный доступ в нотариальную контору маломобильных групп населения, ссылаясь на то, что нотариус Московской городской нотариальной палаты фио имеет лицензию на право осуществления нотариальной деятельности N 000151-77, выданную 20 июня 2007 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве. Свою деятельность нотариус фио осуществляет по адресу: адрес, 1 этаж. Собственником нежилых помещений, где расположена нотариальная контора, является нотариус адрес фио Право собственности на нежилые помещения площадью 112, 2 кв.м с кадастровым номером 77:04:0004016:8509, площадью 129, 7 кв.м с кадастровым номером 77:04:0004016:8506 - зарегистрировано за фио По обращению Разумной С.А. Люблинской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка, в ходе которой установлено, что вход в нотариальную контору по адресу: адрес, с улицы не оборудован пандусом с поручнем с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, а внутри самого нежилого помещения нет такого же пандуса для прохода в саму нотариальную контору, в том числе в кабинет нотариуса, что нарушает права истца, являющегося инвалидом первой группы, поскольку в общественном или производственном здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием, помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, при ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты. Однако, собственником указанного нежилого помещения - нотариусом фио указанные требования закона не соблюдены.
Истец и ее представители в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что в настоящее время помещение нотариальной конторы имеет вход с другой стороны, который доступен маломобильным группам населения, а нотариус может совершать нотариальные действия в любом помещении нотариальной конторы.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технических регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технических регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов Положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что нотариус Московской городской нотариальной палаты фио осуществляет нотариальную деятельность на основании лицензии N 000151-77, выданной 20 июня 2007 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве. Нотариальная деятельность осуществляется по адресу: адрес, на 1 этаже в нежилых помещениях, собственником которых является фио
По обращению Разумной С.А. Люблинской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка, в ходе которой установлено, что вход в нотариальную контору по адресу: адрес, с улицы не оборудован пандусом с поручнем с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, а также внутри самого нежилого помещения нет такого же пандуса для прохода в саму нотариальную контору, в том числе в кабинет нотариуса, поскольку в общественном или производственном здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием, помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках.
Ранее Люблинский межрайонный прокурор адрес общался в суд с иском к нотариусу адрес фио об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в нотариальную контору, однако в связи с предоставлением доказательств установления пандуса, прокурор от иска отказался.
В ходе рассмотрения дела, с целью выяснения обстоятельств наличия пандуса в нотариальной конторе, его соответствия техническим требованиям, а также соответствия техническим параметрам дверных проемов, определением суда от 01 марта 2022 года по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из заключения ООО "Центр экспертизы и права" от 29 августа 2022 года следует, что в нотариальной конторе расположенной по адресу: адрес, осуществляется нотариальная деятельность, вместе с тем, в отношения ряда помещений, произведены работы по перепланировки помещений, ведуться ремонтные работы, а само нежилое помещение имеет вход как со стороны придомовой территории через дверной проем, так и через дверной проем, устроенный во внутренней стене между помещениями 11 и 5 (стр. 18 заключения эксперта). Вход в помещение с придомовой территории оборудован лестницей, состоящей из двух разноуровневых ступеней, указанный вход не оборудован пандусом, а мобильное переносное устройство, которое устанавливается по требованию, не является ни стационарным пандусом, ни его инвентарной версией, представляет собой аппарель, то есть инвентарный (переносной) элемент обустройства пешеходного пути в виде накладной конструкции на лестничном марше, состоящей из двух раздельных направляющих для перемещения средства на колесах и прохода между ними. Вход в нежилое помещение 2 осуществляется через дверной проем, уровень которого одинаков с прилегающим земельным участком, что не требует установки пандуса. Доступ к помещениям нотариальной конторы, в которых ведется деятельность нотариуса, а также планируется ведение деятельности, в связи с разностью уровня входной площадки и основных помещений, осуществляется через лестницы с 6-ю ступенями, что также требует установки пандуса, который отсутствует. Также в ходе строительно-технической экспертизы установлено, что проемы помещений 3, 4, 6, 7, в которых осуществляется нотариальная деятельность, не соответствуют требованиям доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Согласно заключению эксперта ООО "Центр экспертизы и права", пандус при входе в нотариальную контору, расположенную по адресу: адрес, а также внутри ее помещений, не установлен. Инвентарное устройство, устанавливаемое ответчиком по требованию маломобильных групп населения, не является пандусом, а представляет собой аппарель, в связи чем, определение соответствия техническим требования к опорным стационарным устройствам, установленным сводом правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения не производилось.
Размеры проемов при входе в нотариальную контору (помещения 1, 2), и при перемещении по коридору конторы (помещение 5) соответствуют требованиям 6.1.5 СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Размеры проемов помещений 3, 4, 6, 7 не соответствуют требованиям п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
В ходе проведения осмотра было установлено, что фактически в помещениях 11-18 проводятся ремонтные работы, в связи с чем, функциональное назначение указанных помещений неизвестно. В свою очередь помещения нотариальной конторы 8, 9, 10, пом. 9, к. 1, пом. 7, к. 1 являются вспомогательными и предназначены для персонала, а не обслуживания клиентов. При этом, сведения о наличии в штате нотариальной конторы маломобильных групп населения отсутствуют.
В ходе проведения осмотра зафиксированы иные нарушения свода правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения по адресу: адрес:
- превышение высоты нижней обвязки коробки входного дверного блока до 50мм, при допустимой величине порога не более 14мм.
- отсутствие пандусов при входе в нежилое помещение 1 нотариальной конторы (лестница при входе), а также при перемещении внутри нотариальной конторы (лестница внутри нотариальной конторы).
С учетом положений и требований, изложенных в исследовательской части заключения эксперта и результатов проведения исследования, предлагаются следующие способы устранения выявленных несоответствий:
- изготовление и хранение, а при необходимости (обращение МГН) монтаж инвентарного пандуса, размерами, предусмотренными СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001;
- увеличение размеров дверного проема в помещении нотариальной конторы, в котором осуществляется прием граждан, в том числе МГН, и осуществляется нотариальное действие до параметров минимально допустимых(0, 8м) в соответствии с СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
- приспособление существующего дверного блока или замена на дверной блок соответствующей конструкции, при котором размер нижней обвязки дверной коробки не будут превышать допустимые параметры высоты(14мм) в соответствии с СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств того, что помещение нотариальной конторы, в котором нотариусом фио осуществляются нотариальные действия, оборудовано пандусом и имеет свободный доступ для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, в материалы дела не представлено, в то время как инвентарный пандус отсутствует, а дверной проем и дверной блок в помещениях нотариальной конторы, в которых осуществляется прием граждан, в том числе маломобильных групп населения, не соответствует требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскал с ответчика в пользу ООО "Центр экспертизы и права" расходы на проведение экспертизы в размере сумма, а в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда адрес от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика нотариуса фио по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.