Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ефимовой И.Е., судей фио, фио, при помощнике судьи Кочеткове Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е. гражданское дело
N 2 - 5859/2022 по апелляционной жалобе истца Якубовского Анатолия Степановича на решение Симоновского районного суда адрес от 17 ноября 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Якубовского Анатолия Степановича, паспортные данные, к ТСН "Лира", ИНН 7725265670, о признании незаконным отказа в назначении компенсации по оплате коммунальных услуг, перерасчете коммунальных платежей - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Якубовский А.С. обратился в суд с иском к ТСН "Лира" о признании незаконным отказа в назначении компенсации по оплате коммунальных услуг, перерасчете коммунальных платежей, ссылаясь на то обстоятельство, что с 2016 года фактически проживает и является собственником 1/3 доли квартиры N 73, расположенной по адресу: адрес.
Согласно удостоверению N 000763, выданному начальником УК ГКВВ МВД России 20 сентября 2006 года, истец Якубовский А.С. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах". С 2016 года обязательства по внесению платы за содержание и ремонт жилого дома, а также за коммунальные услуги Якубовский А.С. исполняет надлежащим образом, при этом расчет по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 2016 года по настоящее время производится без учета положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Управление данным многоквартирным домом осуществляется ТСН "Лира". 04 мая 2022 года Якубовский А.С. обратился в ТСН "Лира" с требованием произвести перерасчет произведенных платежей с учетом положенной льготы, однако письменный ответ на обращение дан не был, при этом устно в ходе телефонного разговора в удовлетворении заявленного требования истцу было отказано.
Истец полагает, что являясь ветераном боевых действий, он имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе в размере 50 процентов.
Также, истец Якубовский А.С. ранее обращался в ТСН "Лира" по вопросу произведения перерасчета оплаты за холодную и горячую воду за период с января 2022 года по март 2022 года в соответствии с показаниями счетчиков ввиду того, что в январе - феврале 2022 года все члены семьи болели COVID-19 и находились на изоляции (на даче), и не имели возможности передать показания счетчиков. О необходимости осуществить поверку счетчиков горячей воды Якубовский А.С. узнал в марте, так как данной информации в квитанциях не представлено.
В марте текущего года Якубовскому А.С. поступила счет-квитанция, из которой видно, что соответствующий перерасчет ответчиком осуществлен не был, что послужило основанием для обращения в суд с названным иском, согласно которому истец просит:
Признать незаконными действия ТСН "Лира" в части отказа в назначении компенсации по оплате коммунальных услуг и перерасчете коммунальных платежей. Обязать ТСН "Лира" произвести перерасчет платежей по оплате коммунальных услуг, а именно:
- за период с 15 декабря 2016 года по 12 мая 2022 года, в связи с неприменением положений Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах";
за период с 01 января 2022 по 30 марта 2022 года по показаниям приборов учета.
В судебное заседание истец Якубовский А.С. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя по доверенности фио, который исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ТСН "Лира" по доверенности фио в судебное заседание явился, представил письменные возражения на исковое заявление, указав, что все расчеты коммунальных платежей произведены корректно и соответствуют действующему законодательству.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит истец по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, уважительных причин неявки не представили, ходатайств об отложении не поступало. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку истец и ответчик извещены о времени и месте судебного разбирательства, не представили доказательств невозможности явки в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами по делу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 27 января 2016 года Якубовский А.С. является собственником 1/3 доли квартиры N 73, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 января 2016 года (л. д. 12). С 15 декабря 2016 года по адресу: адрес зарегистрированы и фактически проживают: Якубовский А.С, фио, а также фио, что подтверждается выпиской из домовой книги N 634564 (л. д. 11).
Управление данным многоквартирным домом, в котором расположена спорная квартира, осуществляется ТСН "Лира".
20 сентября 2006 года истцу выдано удостоверение N 000763, согласно которому Якубовский А.С. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" (л. д. 9-10).
Обращаясь с вышеуказанным иском, Якубовский А.С. указывает, что с 2016 года обязательства по внесению платы за содержание и ремонт жилого дома, а также за коммунальные услуги, он исполняет надлежащим образом, при этом расчет по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 2016 года по настоящее время производится без учета положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
04 мая 2022 года Якубовский А.С. обратился в ТСН "Лира" с требованием произвести перерасчет произведенных платежей с учетом положенной льготы, однако письменный ответ на обращение дан не был, при этом устно в ходе телефонного разговора в удовлетворении заявленного требования истцу было отказано (л. д. 6 - 8).
Также, истец Якубовский А.С. ранее обращался в ТСН "Лира" по вопросу произведения перерасчета оплаты за холодную и горячую воду за период с января 2022 года по март 2022 года в соответствии с показаниями счетчиков ввиду того, что в январе - феврале 2022 года все члены семьи болели COVID-19 и находились на изоляции (на даче), и не имели возможности передать показания счетчиков. О необходимости осуществить поверку счетчиков горячей воды Якубовский А.С. узнал в марте, так как данной информации в квитанциях не представлено.
В ответ на запрос суда МФЦ адрес представлены ответ адрес Москвы "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ" от 31 августа 2022 года N 3-2124/2, согласно которому председателю правления ТСН "Лира" даны следующие разъяснения:
"Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в адрес утвержден Постановлением Правительства адрес от 07 декабря 2004 года N 850 - ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". Пунктом 2.4 Порядка с учетом постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес" установлено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", может быть предоставлена льготная скидка в размере 50 % стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (содержание жилого помещения и взнос на капитальный ремонт) независимо от вида жилищного фонда, с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг (отопление, обращение с твердыми коммунальными отходам, холодная и горячая вода, водоотведение, марка автомобиля, электроэнергия) ветеранам боевых действий Порядком не предусмотрено" (л. д. 33).
Согласно ответу ГБУ адрес адрес Москвы" от 11 августа 2022 года председателю правления ТСН "Лира" даны следующие разъяснения:
"Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в адрес регламентирован Постановлением Правительства адрес от 07 декабря 2004 г. N 850-ПП "О Порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг". Льгота по оплате за коммунальные услуги по категории "Ветеран боевых действий" Постановлением N 850-ПП не утверждена. На основании ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется скидка на уплату взноса на капитальный ремонт в размере 50 % указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр обшей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и занимаемой общей площади жилых помещений (без учета социальной нормы площади жилья).Указанные меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим" (л. д. 34).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. ст. 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что действующим законодательством меры социальной поддержки ветеранам боевых действий в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг не предусмотрено, в связи с чем пришел к правильному выводу об отказе в иске.
При этом, суд первой инстанции принял во внимание, что истцу была предоставлена льгота, предусмотренная пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 % платы за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о перерасчете коммунальных услуг за период с 01 января 2022 года по 30 марта 2022 года, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 30, 154, 155, 157 ЖК РФ, положениями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года
N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходил из того, что истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, своевременного обращения в управляющую организацию с соответствующим заявлением о перерасчете коммунальных услуг в связи с не проживанием в спорной квартире.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что льгота, предусмотренная пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" распространяется и на оплату коммунальных услуг, не состоятельны.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, марка автомобиля, бытовой марка автомобиля в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами);
Таким образом, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определенная
ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделяет плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги. Действующее жилищное законодательство РФ не включает плату за коммунальные услуги в понятие "плата за содержание жилого помещения".
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, пп. 5 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает меру социальной поддержки ветеранам боевых действий в виде компенсации расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в том числе капитальный ремонт), которая истцу была предоставлена в соответствии с действующим законодательством. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в качестве меры социальной поддержки ветеранам боевых действий действующим законодательством РФ не предусмотрена.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на положения Постановления Правительства адрес от 07.12.2004 года N 850-ПП "О Порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку вышеуказанным нормативно - правовым актом компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в качестве меры социальной поддержки ветеранам боевых действий также не предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы истца о неправомерном отказе ответчика в перерасчете коммунальных услуг за горячее водоснабжение за период с 01 января 2022 года по 30 марта 2022 года признается судебной коллегией несостоятельными в связи со следующим.
Как следует из положений ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 91 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя (п. 92).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Между тем, истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих своевременное (в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя) обращение в управляющую организацию с соответствующим заявлением о перерасчете коммунальных услуг в связи с не проживанием в спорной квартире, как и не представлено доказательств, подтверждающих не проживание зарегистрированных в спорной квартире лиц в спорный период времени.
Кроме того, как следует из возражений ответчика ТСН "Лира" на апелляционную жалобу, 29 марта 2022 года истцом была произведена установка нового прибора учета потребления горячей воды, показания которого при поверке были равны нулю, при этом поверка старого прибора учета потребления горячей воды в установленном законом порядке не производилась, что не позволило определить объем потребления горячей воды за период с 01 января 2022 года по 30 марта 2022 года.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрен порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, его документальное оформление в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги. Такой ввод осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. По результатам ввода прибора учета в эксплуатацию составляется акт, который подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Доказательств того, что расположенный в квартире истца прибор учета горячей воды введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, как и доказательств своевременного предоставления акта поверки или замены прибора учета потребления горячей воды материалы дела не содержат, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца о необходимости перерасчета коммунальной услуги по потреблению горячей воды с учетом показаний приборов учета за период с 01 января 2022 года по 30 марта 2022 года не могут быть признаны обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Якубовского Анатолия Степановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.