Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., с удей Пильгановой В.М., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Гусеве Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
апелляционную жалобу Генеральной прокуратуры Российской Федерации на решение Тверского районного суда города Москвы от 03 ноября 2022 года
по гражданскому делу по иску Бакановского Аркадия Александровича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконными решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Бакановский А.А. обратился в суд с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии от 18 февраля 2022 года об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, нуждающихся в жилых помещениях, с даты подачи заявления.
Требования мотивированы тем, что с... года он проходил службу в органах прокуратуры Российской Федерации, был уволен... года в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, последняя занимаемая должность -... года решением жилищной комиссии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет как лицо имеющее обеспеченность жильем на каждого члена семьи менее 15 кв.м. 06 апреля 2018 года жилищной комиссией Московской межрегиональной транспортной прокуратуры принято решение о предоставлении ему и членам его семьи во временное пользование служебной квартиры, расположенной в... жилищной комиссией Московской межрегиональной транспортной прокуратуры принято решение направить Генеральному прокурору Российской Федерации материалы для решения вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты.... решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации ему было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что служебное жилое помещение было ранее предоставлено в нарушение п. 18 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Решением Тверского районного суда города Москвы от 03 ноября 2022 года исковые требования Бакановского А.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуроры Российской Федерации, изложенное в протоколе N.., в части отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Бакановского А.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчик в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, выслушав истца Бакановского А.А, представителей ответчика. - Витман Ю.А, Мирошниченко М.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бакановский А.А. с... года проходил службу в органах прокуратуры Российской Федерации, был уволен... года в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, последняя занимаемая должность -...
28 декабря 2017 года истец обратился в жилищную комиссию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от... года (Протокол N 19) истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет, как лицо, имеющее обеспеченность жильем на каждого члена семьи менее 15 кв. м.
При постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищной комиссией установлено, что Бакановский А.А....
Решением жилищной комиссии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от... по заявлению истца о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение внести предложение Московскому межрегиональному транспортному прокурору о признании Бакановского А.А. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты. Указанное решение жилищной комиссии согласовано Московским межрегиональным транспортным прокурором.
Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации... принято решение об отложении рассмотрения вопроса о признании Бакановского А.А. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для дополнительного изучения вопроса. Кроме того, инициировано проведение проверки по факту предоставления истцу служебного жилого помещения в нарушение п. 18 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от... Бакановскому А.А. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку служебное жилое помещение ему было предоставлено в нарушение п. 18 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 названной статьи в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор, являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу подпункта "а" пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 18 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения.
Основания для отказа в признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях перечислены в пункте 2.6 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624.
Разрешая спор и признавая незаконным оспариваемое решение жилищной комиссии Генеральной прокуроры Российской Федерации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при рассмотрении дела не было установлено наличие оснований для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты. Основание для отказа Бакановскому А.А, указанное в решении жилищной комиссии, о нарушении пункта 18 статьи 44.1 Закона о прокуратуре при предоставлении служебного жилого помещения, не может свидетельствовать об отсутствии у истца права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к незаконности предоставления Бакановскому А.А. служебного жилого помещения в...
Между тем, как правильно, указал суд первой инстанции, данное обстоятельство само по себе не могло явиться основанием для отказа в признании истца нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Во-первых, такое обстоятельство не указано в пункте 2.6 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624.
Во-вторых, предоставление прокурору служебного жилого помещения не исключает нуждаемость в жилых помещениях.
В-третьих, утрата прокурорским работником права на служебное жилое помещение является основанием для освобождения этого помещения, но не препятствием для признания нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Так, в соответствии с пунктами 3.12, 3.15, 3.16 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624, изменение (улучшение) жилищных условий (в том числе получение единовременной социальной выплаты (жилого помещения в собственность) по месту службы, в результате которого утрачиваются основания для признания прокурорских работников не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и предоставления служебного жилого помещения в соответствии с Положением, является основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения и освобождения служебного жилого помещения прокурорским работникам и проживающими совместно с ним членами его семьи.
В случае отказа освободить служебное жилое помещение прокурорские работники и лица, указанные в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", проживающие (проживавшие) совместно с ними члены семьи, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце втором пункта 3.11 и абзаце втором пункта 3.13 Положения.
Предоставление прокурорским работникам служебных жилых помещений не является основанием для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Также суд не нашел оснований для удовлетворения требования истца об обязании жилищной комиссии признать его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принять на учет с даты подачи заявления суд, поскольку рассмотрение данного вопроса находится в компетенции жилищной комиссии.
Решение в указанной части не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 03 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Генеральной прокуратуры Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.