Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной Е.Ю., судей Мрыхиной О.В., Полковникова С.В., при помощнике судьи Герасимовой А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мрыхиной О.В. дело по апелляционной жалобе истца МРОО ЗПП "Резонанс" на решение Пресненского районного суда г. Москвы 24 октября 2022 года, которым постановлено:
Возложить на Публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" обязанность разместить на официальном сайте (www.aeroflot.ru) информацию о недоначислении Миль для участников Программы "Аэрофлот Бонус", воспользовавшихся в период с 01.01.2018 по 19.05.2019 полетами по сквозным маршрутам содержащим направления Москва - Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Казань - Москва, Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск, по тарифам "Эконом-Максимум" (Премиум) и "Эконом-Оптимум".
В удовлетворении остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Мурманская региональная общественная организация защиты прав потребителей "Резонанс" (далее по тексту - МРОО ЗПП "Резонанс") обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее по тексту - ПАО "Аэрофлот") в защиту прав неопределенного круга потребителей, в котором просила признать противоправными действия ПАО "Аэрофлот", выразившиеся в массовом обмане потребителей при начислении Миль, а именно - умышленном недоначислении Миль потребителям, являющимся участниками Программы и осуществившим в 2018 - 2019 годах перелеты рейсами ПАО "Аэрофлот" по маршрутам, составной частью которых являлся перелет между г..Ростовом-на-Дону и г..Москвой, при том условии, что данные потребители следовали по авиабилетам, приобретенным на весь маршрут по тарифам "Эконом-Оптимум" либо "Эконом-Максимум", а также тарифу "Эконом-Бюджет", если при покупке авиабилета потребителю предоставлялась информация о начислении по данному тарифу Миль в размере 100 и более процентов от расстояния в милях между начальным и конечным пунктами маршрута; признать противоправными действия (бездействие) ПАО "Аэрофлот", выразившиеся в недоведении до потребителей полной и достоверной информации об условиях начисления Миль за перелеты по направлениям-исключениям (Москва - Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Казань - Москва, Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск) в случаях, когда эти перелеты являются составной частью другого маршрута; возложить на ПАО "Аэрофлот" обязанность прекратить данные противоправные действия (бездействие) путем размещения соответствующей информации на официальном сайте ПАО "Аэрофлот" в наглядной и доступной форме; признать противоправными действия ПАО "Аэрофлот", выразившиеся в предоставлении потребителям работниками контактного центра "Аэрофлот Бонус" недостоверной информации о количестве Миль, полагающихся за совершенные перелеты между г..Ростовом-на-Дону и г..Москвой по тарифам "Эконом-Максимум" и "Эконом-Оптимум" в случаях, когда эти перелеты
являлись составной частью более протяженного маршрута; возложить на ПАО "Аэрофлот" обязанность прекратить данные противоправные действия путем доведения до всех работников контактного центра "Аэрофлот Бонус" информации об имевшей место до июня 2019 года некорректной работе системы автоматического начисления Миль, а также обязанность обеспечения контроля за предоставлением соответствующей достоверной информации потребителям, обратившимся в контактный центр с вопросами о проверке правильности начисления Миль за совершенные перелеты. В соответствии с требованиями ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" возложить на ПАО "Аэрофлот" обязанность доведения решения суда по настоящему делу до сведения потребителей путем размещения информации о нем на сайте ПАО "Аэрофлот" в наглядной и доступной форме, а также направления каждому участнику Программы соответствующих СМС-уведомлений и писем по электронной почте.
Свои требования истец мотивировал тем, что от фио в МРОО ЗПП "Резонанс" поступило обращение о совершении ПАО "Аэрофлот" противоправных действий, выразившихся в массовом обмане потребителей при начислении Миль в рамках Программы "Аэрофлот Бонус" и предоставлении потребителям работниками контактного центра "Аэрофлот Бонус" недостоверной информации о количестве Миль, полагающихся за совершенные перелеты.
Решением Пресненского районного суда г.Москвы 10 февраля 2020г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 09 декабря 2020г, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021г. кассационная жалоба МРООО ЗПП "Резонанс" оставлена без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2022г. решение Пресненского районного суда г. Москвы 10 февраля 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 09 декабря 2020г, определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель МРОО ЗПП "Резонанс" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен, в заявлении на имя суда просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, оснований для отложения судом не установлено.
Представитель ПАО "Аэрофлот" в судебном заседании суда первой инстанции поддержал доводы представленных возражений на иск, в частности, указывая на то, что положения Закона "О защите прав потребителей" на участников бонусных (безвозмездных) программ не распространяются. Программа "Аэрофлот Бонус" является маркетинговым мероприятием ПАО "Аэрофлот", направленным на привлечение новых, удержание существующих клиентов, развитие клиентской базы. Начисление миль за совершенные перелеты осуществляется на счет участника, зарегистрированного в Программе, в соответствии с Правилами Программы. Правила Программы "Аэрофлот Бонус" являются публичной офертой ПАО "Аэрофлот", адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в программе "Аэрофлот Бонус" на определенных в Правилах условиях, без ограничения срока для акцепта и возможности досрочного отзыва данной оферты. Акцептом является регистрация физического лица. Совершая акцепт, участник подтверждает, что он полностью и безоговорочно согласен со всеми условиями настоящей оферты (Правил Программы). Согласно пункту 2.1.2. Правил Программы участие в Программе бесплатно и индивидуально для каждого. Основной расчетной единицей в программе является Мили, которые представляют собой неденежные условные единицы, применяемые исключительно для учета количества услуг, которыми воспользовался клиент, не имеют заявленной или иной стоимости. Таким образом, участие в Программе, в том числе и начисление Компанией Миль за совершенные участником перелеты, носит безвозмездный характер. В этой связи, отношения, возникшие между ПАО "Аэрофлот" и фио из Правил Программы "Аэрофлот Бонус", являются, самостоятельными и не носят возмездный характер. Вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров отношения Законом "О защите прав потребителей" не регулируются.
Сам по себе факт, что фио является физическим лицом и заключил с ПАО "Аэрофлот" договоры воздушной перевозки, не означает, что на отношения сторон распространяются положения Закона "О защите прав потребителей" при регулировании отношений с ПАО "Аэрофлот", вытекающих из Правил Программы "Аэрофлот Бонус". Договор воздушной перевозки (билет) является отдельным, самостоятельным гражданско-правовым договором, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения, а не начислить бонусные Мили. При отсутствии у пассажира статуса участника Программы "Аэрофлот Бонус" его перевозка будет выполнена ровно также, как и перевозка участника данной Программы. То есть услуга по воздушной перевозке, оказываемая ПАО "Аэрофлот", не зависит от наличия/отсутствия Программы "Аэрофлот Бонус", а начисление пассажиру Миль не входит в объем услуг и обязательств перевозчика по договору воздушной перевозки.
После введения с 01.11.2016 усовершенствованной гибкой структуры тарифов, при оформлении билетов на трех направлениях: Москва-Казань-Москва, Москва-Ростов-на-Дону-Москва и Хабаровск-Южно-Сахалинск и обратно, действуют особые правила применения тарифов. И если по всем остальным направлениям рейсов Аэрофлота начисление Миль после введения новой структуры тарифов производится в соответствии с префиксом тарифа, то по указанным трем направлениям начисление Миль производится по первой букве тарифа в соответствии с условиями, действовавшими для всех направлений до 01.11.2016. Данный калькулятор представлен в разделе "Условия начисления миль для билетов на рейсы Аэрофлота, приобретенных до 01.11.2016". Особые условия начисления миль за полеты по этим направлениям отражены в п.3.2.9 сноска 2. Но поскольку при оформлении билетов на сайте ПАО "Аэрофлот" со сквозным маршрутом, содержащим сегменты Москва-Казань-Москва, или Москва-Ростов-на-Дону-Москва, или Хабаровск-Южно-Сахалинск и обратно, система показывает количество Миль к начислению в соответствии префиксом тарифа по всем сегментам маршрута, в целях урегулирования ситуации на основании заявленной при бронировании на сайте информации, на счете участника фио N... были произведены корректировки за полеты Москва - Ростов-на-Дону и обратно. Таким образом, недоначисление Милей Программы по вышеуказанным направлениям связано с особенностями начисления миль за полеты по указанным направлениям и техническими особенностями Программы. Также в целях исключения подобных инцидентов перевозчиком 19.05.2019 произведена доработка системы для автоматического начисления миль за полеты по сквозным маршрутам в размере, указанном при бронировании.
Условия Программы "Аэрофлот Бонус" предусматривают возможность восстановления Миль за неучтенные полеты, в случае непоступления Миль на счет Участника (п. 3.2.8 Программы). Для этого участнику необходимо воспользоваться формой обратной связи (п. 3.3 Правил), после чего проверка начисления Миль и подтверждение производятся в течение 30 дней с момента получения заявления участника. Таким образом, в случае неначисления Программой необходимого количества Миль пассажиры наделены возможностью их доначисления путем подачи соответствующего заявления в порядке, установленном Программой. фио указанным правом воспользовался, недоначисленные мили были восстановлены на основании поданного заявления.
С учетом принципа клиентоориентированности авиакомпании, всем пассажирам, обратившимся в ПАО "Аэрофлот" по факту несоответствия количества начисленных Миль за перелеты по данным маршрутам числу Миль, ранее указанному при бронировании авиабилетов, Мили были доначислены на счета участников Программы. Учитывая соответствие начисленных Миль условиям Программы, ПАО "Аэрофлот" не производились мероприятия по корректировке Миль иных участников, совершавших перелеты по данным маршрутам и не обращавшихся в авиакомпанию. Сведения о количестве Миль, подлежащих начислению и начисленных, размещаются при бронировании перевозки, отражаются в личном кабинете. Таким образом, все пассажиры-участники Программы "Аэрофлот Бонус" обладали и обладают достаточной информацией для определения несоответствия числа количества Миль на разных этапах (при бронировании и начислении).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель истца МРОО ЗПП "Резонанс" председатель фио обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, указывая, что решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований принято с нарушением норм материального и процессуального права; выводы суда в данной части не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ходатайствовавшего о рассмотрении дела без его участия.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ПАО "Аэрофлот", обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных факте.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании противоправными действий ПАО "Аэрофлот", приведенным нормам не отвечает.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МРОО ЗПП "Резонанс" обратилась в суд с иском в защиту прав неопределенного круга потребителей указывая на то, что ПАО "Аэрофлот" совершены противоправные действия, выразившиеся в массовом обмане потребителей при начислении Миль в рамках Программы "Аэрофлот Бонус" и предоставлении потребителям работниками контактного центра "Аэрофлот Бонус" недостоверной информации о количестве Миль, полагающихся за совершенные перелеты.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с целью привлечения новых и удержания существующих клиентов, а также развития клиентской базы Авиакомпании, ПАО "Аэрофлот" были разработаны Программа "Аэрофлот Бонус" и её Правила.
Правила программы "Аэрофлот Бонус" (далее - Правила) являются публичной офертой ПАО "Аэрофлот", адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в Программе "Аэрофлот Бонус" на определенных в настоящих Правилах условиях, без ограничения срока для акцепта и возможности досрочного отзыва данной оферты.
Акцептом оферты является регистрация физического лица в порядке, установленном в Разделе 2 Правил. Также акцептом оферты (в том числе изменения её условий) являются:
- продолжение осуществления участником любых действий, связанных с участием в Программе, после публикации на сайте ПАО "Аэрофлот" (www.aeroflot.ru) измененных Правил. В этом случае участник считается акцептовавшим Правила в новой измененной редакции путем совершения конклюдентных действий;
- при отсутствии вышеуказанных действий ненаправление участником уведомления о прекращении участия в Программе в течение 60 календарных дней с даты публикации измененных Правил. В этом случае участник считается акцептовавшим Правила в новой измененной редакции путем "молчания".
Совершая акцепт, участник подтверждает, что он полностью и безоговорочно согласен со всеми условиями оферты (Правил программы).
Пунктом 2.1.1 Правил программы установлено, что участником программы может стать любой пассажир старше 12 лет, для участия в программе необходимо зарегистрироваться на сайте программы.
Согласно разделу 3 Программы "Набор миль" Мили в программе начисляются за полеты на регулярных рейсах Аэрофлота и авиакомпаний - партнеров программы по тарифам, участвующим в начислении Миль, а также за товары, работы и услуги, предоставляемые партнерами программы и/или посредством обмена бонусных единиц программ лояльности партнеров в мили программы.
Из положений раздела 4 Программы "Использование миль" следует, что премией в программе "Аэрофлот Бонус" является премиальный авиабилет, повышение класса обслуживания на регулярных рейсах Аэрофлота и авиакомпаний - партнеров, а также товары, работы, услуги, предоставляемые партнерами программы. Обязательным условием для получения премий или для использования услуги "перевод миль" является наличие на счете участника необходимого количества Миль, а также хотя бы одного платного полета за последние 24 месяца на регулярном рейсе Аэрофлота по тарифу, участвующему в начислении Миль в программе.
Установлено, что 01.04.2019 фио совершил перелет по маршруту Мурманск - Москва - Ростов-на-Дону по авиабилету N...
17.04.2019 фио совершил перелет по маршруту Ростов-на-Дону - Москва - Мурманск по авиабилету N...
При этом за перелеты на участках Москва - Ростов-на-Дону (11.04.2019) и Ростов-на-Дону - Москва (17.04.2019) фио как участнику Программы "Аэрофлот Бонус" подлежало к начислению по 882 Мили за каждый перелет. Однако было начислено по 500 Миль за каждый перелет.
После обращения фио в ПАО "Аэрофлот" ему было доначислено по 382 Мили за каждый перелет.
фио по маршруту Мурманск - Ростов-на-Дону - Москва билет N... и в обратном направлении билет N.., за перелет из г. Москвы в г. Ростов-на-Дону по тарифу "Эконом-Максимум" начислено 500 Миль (недоначислено 382 Мили), а за перелет по тому же тарифу в обратном направлении 04.09.2019 начислено 882 Мили.
09.10.2019 фио обратился в МРОО ЗПП "Резонанс" с заявлением, в котором просил Общественную организацию рассмотреть вопрос о подаче в суд искового заявления в защиту прав неопределенного круга потребителей ввиду совершения ПАО "Аэрофлот" противоправных действий, выразившихся в массовом обмане потребителей при начислении Миль в рамках Программы "Аэрофлот Бонус".
Ранее, 26.05.2019 фио в Управление Роспотребнадзора по г.Москве было подано заявление о привлечении ПАО "Аэрофлот" к административной ответственности за совершение 01.04.2019 и 17.04.2019 административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, выразившихся в обсчете заявителя при начислении Миль по билетам N... и N...
Постановлениями ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО от 18.03.2020 N 23-00361 и N 23-00362 ПАО "Аэрофлот" был признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафов в размере сумма за каждое.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 31-р от 17.04.2020 удовлетворена жалоба ПАО "Аэрофлот", постановление должностного лица ТО Управления Роспотребнадзора по г.Москве в ЦАО от 18.03.2020 N 23-00361 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 43-р от 28.07.2020 удовлетворена жалоба ПАО "Аэрофлот", постановление должностного лица ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО от 18.03.2020 N 23-00362 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2021 признаны незаконными и отменены решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 31-р от 17.04.2020 и N 43-р от 28.07.2020.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2021 по делу N А42-9324/2020 оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2021 решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу N А42-9324/2020 оставлены без изменения, кассационная жалоба ПАО "Аэрофлот" - без удовлетворения.
Арбитражный суд Мурманской области в своем решении от 01.02.2021 и вышестоящие инстанции, оставляя указанное решение без изменения, сочли, что предоставление бонусов в виде начисления Миль участникам Программы "Аэрофлот Бонус" неразрывно связано с заключением договора перевозки (что выражается в покупке билета), а потому правоотношения участников Программы и её организатора не могут рассматриваться как безвозмездные, тогда как обязанность ПАО "Аэрофлот" по начислению Миль возникает лишь в отношении потребителей, купивших билет; возможностью же приобретения за Мили премиальных билетов, различной электронной и бытовой техники, подарочных карт многих сетевых магазинов, подтверждает наличие у "Миль" имущественного эквивалента.
При этом судом отмечено, что преюдиция действует только, если рассматривается дело о юридических последствиях применительно к лицу, в отношении которого вынесено судебное решение.
Также судом указано, что в рамках рассматриваемого спора совокупностью представленных доказательств объективно подтвержден факт неправильного начисления ПАО "Аэрофлот" Миль в рамках Программы "Аэрофлот Бонус". Недоначисление миль для участников Программы имело место не только в отношении фио и фио, но и других участников программы.
Согласно правовой позиции ответчика, основной расчетной единицей в Программе "Аэрофлот Бонус" являются Мили, которые представляют собой неденежные условные единицы, применяемые исключительно для учета количества услуг, которыми воспользовался клиент, не имеют заявленной или иной стоимости. Таким образом, участие в Программе, в том числе и начисление Авиакомпанией Миль за совершенные участником перелеты, носит безвозмездный характер. При этом уплачиваемая участником Программы плата по договору воздушной перевозки не создает возмездный характер отношений, возникающих между ПАО "Аэрофлот" и участником в соответствии с Правилами Программы. Договор воздушной перевозки является самостоятельным гражданско-правовым договором, заключаемым в соответствии со ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. 786 ГК РФ. В силу указанных правовых норм установленная плата уплачивается пассажиром за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. При этом стоимость перевозки не зависит от участия пассажира в Программе "Аэрофлот Бонус", то есть независимо от того, является пассажир участником Программы или нет, при выборе перевозки по одному и тому же маршруту и тарифа в одной тарифной группе плата за проезд по договору воздушной перевозки будет одинаковой, не создавая никаких преимуществ для пассажира, который участвует в Программе. Учитывая, что Программа "Аэрофлот Бонус" является поощрительной акцией ПАО "Аэрофлот", участники которой не несут никаких обязательств друг перед другом, позволяет участникам накапливать Мили за полеты, а затем использовать их как форму расчетов для приобретения бесплатных билетов и повышения класса обслуживания. Участие в Программе "Аэрофлот Бонус" не является условием договора перевозки, не вытекает из него и находится за рамками договора перевозки, правоотношения сторон по участию в Программе являются добровольными и безвозмездными.
Сведения о количестве Миль, подлежащих начислению и начисленных, размещаются при бронировании перевозки, отражаются в личном кабинете. Таким образом, все пассажиры-участники Программы "Аэрофлот Бонус" обладали и обладают достаточной информацией для определения несоответствия числа количества Миль на разных этапах (при бронировании и начислении). Недоначисление Милей Программы было связано с особенностями начисления миль за полеты по вышеуказанным направлениям и техническими особенностями Программы. В целях исключения подобных инцидентов, перевозчиком 19.05.2019 произведена доработка системы для автоматического начисления Миль за полеты по сквозным маршрутам в размере, указанном при бронировании. При этом возможность восстановления Миль за неучтенные полеты, в случае непоступления Миль на счет участника (п. 3.2.8 Программы), носит заявительный характер. Для этого участнику необходимо воспользоваться формой обратной связи (п. 3.3 Правил).
Суд первой инстанции не согласился с данной позицией ответчика, поскольку обязанность ПАО "Аэрофлот" по правильному и своевременному начислению Миль должна соблюдаться в отношении всех участников Программы "Аэрофлот Бонус", в соответствии с ими же разработанными Правилами, а не только в отношении тех, кто обратился впоследствии с соответствующими требованиями. Эта обязанность является безусловной, вследствие чего ссылка ПАО "Аэрофлот" на то, что в отношении фиоН нарушение было устранено, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных в отношении неопределенного круга лиц, которые могли оказаться в этой же ситуации и не знать о ней без размещения соответствующей информации на официальном сайте ПАО "Аэрофлот".
Программа "Аэрофлот Бонус" является маркетинговым мероприятием ПАО "Аэрофлот", то есть мероприятием, направленным на выявление и удовлетворение потребностей неопределенной группы потребителей путем создания, продвижения и представления продукта или услуги покупателям, а также управления взаимоотношениями с ними с целью получения прибыли.
В соответствии с вводной частью Правил программы "Аэрофлот Бонус" названные Правила являются публичной офертой ПАО "Аэрофлот", адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в программе "Аэрофлот Бонус" на определенных в Правилах условиях, без ограничения срока для акцепта и возможности досрочного отзыва данной оферты. Программа "Аэрофлот Бонус" является маркетинговым мероприятием ПАО "Аэрофлот", направленным на привлечение новых, удержание существующих клиентов, развитие клиентской базы.
ПАО "Аэрофлот" обязуется произвести начисление Миль в соответствии с условиями, установленными разделом 4 Правил.
При этом судом отмечено, что ПАО "Аэрофлот" обязан соблюдать Правила и начислять Мили, помимо этих Правил, и в силу закона. К этому следует добавить, что соблюдение названных Правил является обязательным как для участника Программы, который вправе претендовать на бонусы при условии пользования услугами ПАО "Аэрофлот" и его партнеров, так и для ПАО "Аэрофлот", который обязан начислять Мили в соответствии с им же разработанными Правилами.
Поскольку предоставление бонусов в виде начисления миль участникам программы "Аэрофлот Бонус" неразрывно связано с заключением ими договора перевозки, что в данном случае выражается в покупке билета, правоотношения участников программы и ее организатора не могут рассматриваться как безвозмездные, тогда как обязанность ПАО "Аэрофлот" по начислению Миль возникает лишь в отношении потребителей, купивших билет. При этом отсутствие отдельной платы за вступление в Программу и участие в ней не свидетельствует о безвозмездном характере правоотношений сторон на стадии начисления Миль и их последующей реализации путем обмена на товары и услуги, получение которых и является целью участию в этой Программе.
Доводы ответчика о том, что услуга по воздушной перевозке, оказываемая ПАО "Аэрофлот", не зависит от участия в Программе "Аэрофлот Бонус", а начисление пассажиру Миль не входит в объем услуг и обязательств перевозчика по договору воздушной перевозки, правового значения при рассмотрении заявленного спора не имеют.
Доводы ПАО "Аэрофлот" о том, что 19.05.2019 произведена доработка системы для автоматического начисления миль за полеты по сквозным маршрутам в размере, указанном при бронировании, объективно подтверждены представленным в материалы дела Протоколом об окончании приемо-сдаточных испытаний систем LMS и DWH функциональности релиза 19.1 и запуска в эксплуатацию.
Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь ст. 123 Конституции РФ, ст.ст. 128, 437, 786 ГК РФ, ст.ст. 100, 103, 106 Воздушного кодекса РФ, ст.ст. 12, 46, 56, 61 ГПК РФ, ст.ст. 1, 10, 46 Закона РФ 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на ПАО "Аэрофлот" обязанности по размещению на официальном сайте (www.aeroflot.ru) информации о недоначислении Миль для участников Программы "Аэрофлот Бонус", воспользовавшихся в период с 01.01.2018 по 19.05.2019 полетами по сквозным маршрутам содержащим направления Москва - Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Казань - Москва, Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск, по тарифам "Эконом-Максимум" (Премиум) и "Эконом-Оптимум".
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что остальные требования фактически направлены на исполнение решения суда в случае удовлетворения основного требования. Кроме того, судом первой инстанции обращено внимание, что факт умышленного не доначисления миль со стороны ПАО "Аэрофлот" судом не установлен, как и не установлен факт предоставления потребителям работниками контактного центра "Аэрофлот Бонус" недостоверной информации о количестве Миль, заявленные требования носят общий характер.
Также судом первой инстанции отмечено следующее.
Представитель ПАО "Аэрофлот" в судебном заседании поддержал и настоял на удовлетворении ранее заявленного ходатайства об оставлении иска без рассмотрения, ссылаясь на то, что в силу специфики авиаперевозок и Программы "Аэрофлот Бонус", круг лиц, по которым могло быть допущено недоначисление Милей, ограничен и индивидуально определен ПАО "Аэрофлот", в связи с чем не может охватывать как всех потребителей, заключивших договоры воздушной перевозки с ПАО "Аэрофлот" так и всех Участников Программы. Понятие "неопределенный круг потребителей" законодательно не определено. Вместе с тем, подача заявлений в защиту прав неопределенного круга лиц в случаях, когда такой круг лиц, даже если он значительный, может быть определен, неправомерна. Понятие "неопределенный круг лиц" является общеизвестным, объективным и включает в себя всех лиц, права которых могут быть нарушены в рамках конкретных правоотношений. В свою очередь, МРОО ЗПП "Резонанс"
обратилось в суд за защитой интересов определенного лица, сведения о котором указаны в приложениях к исковому заявлению. Само действие Правил Программы "Аэрофлот Бонус" распространяется только на лиц, вступивших в Программу, то есть на ее участников, при этом круг таких участников ограничен. Согласно представленной справке Департамента "Аэрофлот-Бонус" от 28.06.2022, количество участников Программы на текущую дату составляет 10 584 425 человек. При этом у каждого участника имеется свой индивидуальный лицевой счет, в профиле которого содержаться его персональные данные (ФИО, место жительство, контактные телефоны, паспортные данные и т.п.), по которым каждый участник Программы может быть идентифицирован, на счете учитываются накопленные/потраченные Мили. Таким образом, утверждения истца о неограниченном круге лиц, которым были недоначислены мили в 2018 - 2019 годах, не основано на материалах дела и Правилах Программы, не подтверждено документально и является лишь предположением.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами представителя ответчика, указав следующее.
Согласно ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Существование в гражданском процессе института защиты прав других лиц является одной из гарантий осуществления конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод.
В силу положений ст.437 ГК РФ и Правил программы "Аэрофлот Бонус", данные правила распространяют свое действие на потенциально большой и неопределенный круг лиц.
Ссылка стороны ответчика на справку Департамента "Аэрофлот-Бонус" от 28.06.2022 о количестве участников Программы "Аэрофлот Бонус", что на текущую дату составляет 10 584 425 человек, а также представленный перечень с указанием данных пассажиров в числе 12 747 человек и номеров их билетов, воспользовавшихся согласно сведениям ПАО "Аэрофлот" полетами сквозными маршрутами, содержащими направления Ростов-на-Дону, Казань, Южно-Сахалинск - Хабаровск, по тарифам "Эконом Максимум" (Премиум) и "Эконом Оптимум" в период с 01.01.2018 по 19.05.2019, является несостоятельной.
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции исходил из того, что представленные документы объективно и достоверно не определяют конкретный круг потребителей, по отношению к которым могли быть совершены действия по неверному начислению Миль в рамках Программы "Аэрофлот Бонус", а лишь являются информативными сведениями. В связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности разместить на официальном сайте информацию о недоначислении Миль для участников программы "Аэрофлот Бонус", использовавшихся в период с 01.01.2018 по 19.05.2019 полетами по сквозным маршрутам содержащим направления Москва-Ростов-на-Дону - Москва, Москва-Казань-Москва, Хабаровск-Южно-Сахалинск-Хабаровск, по тарифам "Эконом-Максимум" (Пермиум) и "Эконом-Оптимум", судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании противоправными действий ПАО "Аэрофлот", выразившихся в массовом обмане потребителей при начислении Миль, а также выразившихся в недоведении до потребителей полной и достоверной информации об условиях начисления Миль за перелеты по направлениям-исключениям (Москва-Ростов-на-Дону-Москва, Москва-Казань-Москва, Хабаровск-Южно-Сахалинск-Хабаровск) в случаях, когда эти перелеты являются составной частью другого маршрута, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 1, 2 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлен факт неправильного начисления ПАО "Аэрофлот" Миль в рамках Программы "Аэрофлот Бонус".
Совокупностью представленных доказательств, а также позицией ответчика по признанию факта некорректного начисления Миль, объективно подтверждён факт недоначисления миль для участников Программы в отношении фио, фио и других участников программы.
Кроме того, судом первой инстанции удовлетворены требования истца об обязании ответчика размещения на официальном сайте информации о недоначислении Миль для участников Программы в соответствии с абз. 2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей". Указанное требование по своей сути является производным от требования о признании действий ответчика противоправными в соответствии с абз. 1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей".
На основании изложенного, учитывая добровольное прекращение ответчиком противоправных действий по недоначислению Миль в рамках Программы "Аэрофлот Бонус", воспользовавшихся в период с 01.01.2018 по 19.05.2019 полетами по сквозным маршрутам содержащим направления Москва - Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Казань - Москва, Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск, по тарифам "Эконом-Максимум" (Премиум) и "Эконом-Оптимум", судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания противоправными действий ПАО "Аэрофлот", выразившихся в массовом обмане потребителей при начислении Миль, а именно - умышленном недоначислении Миль потребителям, являющимся участниками Программы и осуществившим в 2018 - 2019 годах перелеты рейсами ПАО "Аэрофлот" по маршрутам, составной частью которых являлся перелет между г. Ростовом-на-Дону и г. Москвой, при том условии, что данные потребители следовали по авиабилетам, приобретенным на весь маршрут по тарифам "Эконом-Оптимум" либо "Эконом-Максимум", а также тарифу "Эконом-Бюджет", если при покупке авиабилета потребителю предоставлялась информация о начислении по данному тарифу Миль в размере 100 и более процентов от расстояния в милях между начальным и конечным пунктами маршрута; для признания противоправными действия (бездействие) ПАО "Аэрофлот", выразившихся в недоведении до потребителей полной и достоверной информации об условиях начисления Миль за перелеты по направлениям-исключениям (Москва - Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Казань - Москва, Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск) в случаях, когда эти перелеты являются составной частью другого маршрута.
При таких обстоятельствах, решение в указанной части подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении указанных требований.
Поскольку признаны противоправными действия ПАО "Аэрофлот", оснований для признания противоправными действий работников контактного центра "Аэрофлот Бонус" в предоставлении недостоверной информации, не имеется. Также отсутствуют какие-либо законные основания для возложения на ПАО "Аэрофлот" обязанности довести до всех работников контактного центра "Аэрофлот Бонус" информации об имевшей место до июня 2019г. некорректной работе системы автоматического начисления Миль, а также обязанности обеспечения контроля за предоставлением соответствующей достоверной информации потребителям, поскольку работники контактного центра "Аэрофлот Бонус" находятся в трудовых (договорных, иных) отношениях с ПАО "Аэрофлот", данные требования не связаны с защитой прав неопределенного круга потребителей.
В остальной части решение суда является правильным, оснований к его отмене или изменению не имеется, поскольку доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, несостоятельны, являются лишь переоценкой фактов установленных судебным решением и субъективным мнением о них лица, подавшего жалобу, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии каких-либо оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ПАО "Аэрофлот" обязанность направить каждому участнику Программы соответствующих СМС-уведомлений и писем по электронной почте, поскольку истец обратился с иском о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. В соответствии с нормами Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о неверном способе доведения до потребителей решения суда через размещение на официальном сайте информации также не влечет отмену, изменение судебного постановления, так как такой способ прямо указан в ч. 2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения в остальной части, судом допущено не было.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы 24 октября 2022 года - отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании противоправными действий ПАО "Аэрофлот" о признании противоправными действия ПАО "Аэрофлот", выразившиеся в массовом обмане потребителей при начислении Миль, а именно - умышленном недоначислении Миль потребителям, являющимся участниками Программы и осуществившим в 2018 - 2019 годах перелеты рейсами ПАО "Аэрофлот" по маршрутам, составной частью которых являлся перелет между г. Ростовом-на-Дону и г. Москвой, при том условии, что данные потребители следовали по авиабилетам, приобретенным на весь маршрут по тарифам "Эконом-Оптимум" либо "Эконом-Максимум", а также тарифу "Эконом-Бюджет", если при покупке авиабилета потребителю предоставлялась информация о начислении по данному тарифу Миль в размере 100 и более процентов от расстояния в милях между начальным и конечным пунктами маршрута; о признании противоправными действия (бездействие) ПАО "Аэрофлот", выразившиеся в недоведении до потребителей полной и достоверной информации об условиях начисления Миль за перелеты по направлениям-исключениям (Москва - Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Казань - Москва, Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск) в случаях, когда эти перелеты являются составной частью другого маршрута.
Постановить в данной части новое решение.
Признать противоправными действия ПАО "Аэрофлот", выразившиеся в массовом обмане потребителей при начислении Миль, а именно - умышленном недоначислении Миль потребителям, являющимся участниками Программы и осуществившим в 2018 - 2019 годах перелеты рейсами ПАО "Аэрофлот" по маршрутам, составной частью которых являлся перелет между г. Ростовом-на-Дону и г.Москвой, при том условии, что данные потребители следовали по авиабилетам, приобретенным на весь маршрут по тарифам "Эконом-Оптимум" либо "Эконом-Максимум", а также тарифу "Эконом-Бюджет", если при покупке авиабилета потребителю предоставлялась информация о начислении по данному тарифу Миль в размере 100 и более процентов от расстояния в милях между начальным и конечным пунктами маршрута; признать противоправными действия (бездействие) ПАО "Аэрофлот", выразившиеся в недоведении до потребителей полной и достоверной информации об условиях начисления Миль за перелеты по направлениям-исключениям (Москва - Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Казань - Москва, Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск) в случаях, когда эти перелеты являются составной частью другого маршрута.
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца МРОО ЗПП "Резонанс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.