Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Шаутаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Атрошенко Виктора Васильевича на решение Тверского районного суда адрес от 07 июня 2022 года, которым постановлено:
"Иск ИФНС России N 10 по адрес к Атрошенко Виктору Васильевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с Атрошенко Виктора Васильевича в пользу ИФНС России N 10 по адрес задолженность по земельному налогу за 2017-2019 годы в размере сумма, пени по земельному налогу в размере сумма, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы в размере сумма, пени по налогу на имущество физических лиц в размере сумма.
Взыскать с Атрошенко Виктора Васильевича государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма",
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N10 адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Атрошенко В.В. о взыскании земельного налога за 2017, 2018, 2019 год и пени, налога на имущество физических лиц за 2018, 2019 год и пени, мотивируя свои требования тем, что Атрошенко В.В. в указанный период являлся собственником недвижимого имущества, признанного объектами налогообложения, в связи с чем, налоговым органом был начислен налог на имущество физических лиц, земельный налог, административному ответчику направлено налоговое уведомление и требование об уплате налогов, однако в установленный срок уплата налогов и пени административным ответчиком произведена не была.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ИФНС России N10 по адрес - фио, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Так, в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом первой инстанции, в налоговых периодах 2017, 2018 и 2019 года за Атрошенко В.В. зарегистрированы земельные участки в Ногинском, Сергиево-Посадском, адрес, в адрес, кроме того, в налоговых периодах 2018 и 2019 года административному ответчику на праве собственности принадлежали квартиры в адрес, адрес, жилой дом в Сергиево- адрес, кладовые помещения, иные строения, помещения и сооружения.
Согласно налоговому уведомлению от 01 сентября 2020 года N 63497891, административному ответчику надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2018 и 2019 год в размере сумма, а также земельный налог за 2017, 2018 и 2019 год в размере сумма
Инспекциями Федеральной налоговой службы в адрес Атрошенко В.В. выставлены следующие требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа:
- N 33456 по состоянию на 07 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 02 апреля 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы N 29 по адрес;
- N 17526 по состоянию на 07 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 02 апреля 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 51 по адрес;
- N 12862 по состоянию на 09 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 06 апреля 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по адрес;
- N 9834 по состоянию на 07 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 23 марта 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по адрес;
- 9741 по состоянию на 08 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 05 апреля 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы N 36 по адрес;
- N 8355 по состоянию на 08 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 05 апреля 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по адрес;
- N 5560 по состоянию на 08 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 24 марта 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по адрес;
- N 5123 по состоянию на 04 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 30 марта 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по адрес
- N 3152 по состоянию на 04 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 22 марта 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по адрес
- N 5123 по состоянию на 04 февраля 2021 года, со сроком уплаты - 30 марта 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по адрес
Факт направления требований об уплате налога, пени подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
25 августа 2021 года мировым судьей судебного участка N 369 адрес вынесен судебный приказ о взыскании с Атрошенко В.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 год, ОКТМО 03726000: налог в размере 3 592 руб, пени - 34 руб. 60 коп; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017, 2018, 2019 год, ОКТМО 03726000: налог в размере 29 666 руб, пени в размере 285 руб. 78 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2019 год, ОКТМО 45335000: налог в размере 920 руб, пени - 8 руб. 73 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2019 год, ОКТМО 45398000: налог в размере 3 669 руб, пени в размере 35 руб. 34 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2019 год, ОКТМО 45323000: налог в размере 10 387 руб, пени в размере 98 руб. 59 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2018 и 2019 год, ОКТМО 45380000: налог в размере 93 266 руб, пени в размере 911 руб. 67 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2019 год, ОКТМО 45381000: налог в размере 16 663 руб, пени в размере 160 руб. 52 коп.; по
налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2019 год, ОКТМО 45931000: налог в размере 41 109 руб, пени в размере 390 руб. 19 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 и 2019 год, ОКТМО 46750000: налог в размере 18 370 руб, пени в размере 166 руб. 56 коп.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2019 год, ОКТМО 46750000: налог в размере 8 762 руб, пени в размере 79 руб. 44 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018- 2019 годы, ОКТМО 46755000: налог в размере 26 245, 00 руб, пени - 249 руб. 11 коп.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2019 год, ОКТМО 46755000: налог в размере 4 337 руб, пени в размере 41 руб. 17 коп.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2019 год, ОКТМО 46728000: налог в размере 18 568 руб, пени в размере 168 руб. 35 коп, на общую сумму 278 184 руб. 05 коп.
Определением мирового судьи от 17 сентября 2021 года судебный приказ был отменен.
Согласно сведениям, предоставленным налоговым органом, по состоянию на дату подачи настоящего административного искового заявления должником погашена задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере сумма, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере сумма, также частично погашены суммы пени в размере сумма 0, 1 коп. Таким образом, актуальная сумма задолженности составляет сумма
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, удовлетворил заявленные требования, установив при этом факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате в бюджет недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени, учитывая, что доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме, обязанность своевременно уплачивать налоги, обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы административного ответчика о том, что налоговым органом пропущены сроки взыскания задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, судебная коллегия находит несостоятельными, равно как и доводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, при этом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 и 2019 год, а также по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 год начислена Атрошенко В.В. в 2020 году, то есть в пределах установленного Налоговым кодексом Российской Федерации трехлетнего срока, кроме того, судебный приказ о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц был отменен 17 сентября 2021 года, с административным исковым заявлением налоговый орган обратился в районный суд 17 марта 2022 года, не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 07 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 15 мая 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.