Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей Смолиной Ю.М., Гусевой О.Г., при секретаре Ракусове А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гусевой О.Г. административное дело N 2а-136/2022 по административному иску Есаковой Юлии Сергеевны к Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании решения, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Фионовой А.Ю. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Есакова Юлия Сергеевна обратилась в суд с иском к административному ответчику Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 03.08.2021 N 33-5412/21-(0)-1 "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года административные исковые требования Есаковой Ю.С. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Фионова А.Ю. просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Есаковой Ю.С. по доверенности Калининой Е.Г, представителя административного ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Абдуллаева И.И, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку отказ в предоставлении государственной услуги по указанным в оспариваемом решении основаниям нельзя признать законным.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом городского имущества г. Москвы в соответствии с административным регламентом, утвержденным п. 1.21. постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" далее по тексту - Административный регламент).
В соответствии с п. 2.10.1.1. Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
На основании п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что административный истец Есакова Ю.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), расположенного по адресу: (данные изъяты), площадью (данные изъяты) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Земельный участок, принадлежащий административному истцу с кадастровым номером (данные изъяты), граничит с землями, относящимися к землям неразграниченной государственной собственности, что подтверждается открытой информацией: данными публичной кадастровой карты.
02.06.2021 административный истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением (вх. от 02.06.2021 N 33-5-55412/21-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", приложив необходимые документы, предусмотренные Земельным кодексом и Административным регламентом, утвержденным п. 1.21. постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" ("Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности"), в целях получения государственной услуги по перераспределению земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым N (данные изъяты), находящегося в ее (административного истца) собственности, приложив схему испрашиваемого перераспределения, вследствие которого площадь принадлежащего ей участка увеличится до (данные изъяты) кв.м, за счет включения в его территорию неразграниченных государственных земель.
03.08.2021 административный ответчик подготовил отказ в оказании государственной услуги N 33-5-55412/21-(0)-1, в котором Департамент городского имущества г. Москвы указывает, что предельные максимальные размеры земельных участков в городе Москве не установлены и отсутствует разработанный проект межевания территории, в которой расположен испрашиваемый к формированию земельный участок. В данном отказе указано, что в соответствии с п. 2.10.1.1. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является то, что заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен ст. 39.29 ЗК РФ, в пунктах 9 и 14 которой перечислены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в пунктах 9 и 14 ст. 39.29 ЗК РФ, их перечень является исчерпывающим.
Между тем пункты 9 и 14 ст. 39.29 ЗК РФ не предусматривают в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участков отсутствие проекта межевания территории, в которой расположен испрашиваемый административным истцом к формированию земельный участок.
Кроме того, размеры образованного путем перераспределения земельного участка из муниципальной собственности и земельного участка, принадлежащего административному истцу, составляют (данные изъяты) кв.м, при этом размер земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), принадлежащего административному истцу составляет (данные изъяты) кв.м, но предельные размеры, до которых возможно изменение размеров земельных участков, действующим земельным законодательством, не установлены, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ссылка административного ответчика на то, что перераспределение земельных участков с увеличением площади перераспределяемого земельного не допускается, не нашла своего подтверждения в действующем законодательстве, т.к. согласно положений подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В Постановлении Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы" не установлены максимальные размеры участков, имеющих вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на территории г. Москвы как на день обращения Есаковой Ю.С. в ДГИ г. Москвы, так и на день рассмотрения дела судом, максимальный размер земельного участка, имеющего вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", не предусмотрен.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
Поскольку совокупность обстоятельств, поименованной в процессуальном законе, установлена, постольку судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении требований, он соответствует статье 227 КАС РФ.
Напротив, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку, изложенную в решении суда, не согласиться с которой оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.