Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио, при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе фио на решение Мещанского районного суда адрес от 13 июля 2022 года по административному делу N 2а-698/2022 по административному исковому заявлению фио к Департаменту образования и науки адрес о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Грибова А.В. обратилась в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына фио, паспортные данные, в котором просила признать незаконным бездействие, выразившееся в неразрешении вопроса о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, находящимся в доступной близости от места проживания и возложить на Департамент образования и науки адрес обязанность реализовать право несовершеннолетнего фио на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления ему места в группе полного дня в одном из выбранных образовательном учреждении.
В обоснование доводов указала, что является матерью несовершеннолетнего фио в связи с чем 02.02.2021 года ею было подано заявление о предоставлении ее ребенку места в дошкольном образовательном учреждении по месту проживания. Однако до настоящего времени место в дошкольном учреждении ребенку не предоставлено. Альтернативное место в иной образовательной организации не предлагалось.
Решением Мещанского районного суда адрес от 13 июля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда, поскольку полагает, что приведенным доводам не было дано надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Грибова А.В, являясь матерью фио, паспортные данные, 02.02.2021 года в установленном порядке подала заявление о зачисление фио в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявителем были указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: ГБОУ адрес "Школа N 1080", ГБОУ адрес "Школа N1505", ГБОУ адрес "Школа N 1095".
Желаемый год поступления указан 2022/2023 учебный год.
Заявление было принято и ему присвоен номер 4510 0031 1653 4490.
фио зарегистрирован в электронную очередь для поступления в дошкольное образовательное учреждение.
До настоящего времени место в образовательном учреждении не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 N 08-1063, пришел к выводу о том, что в данном случае обязанность обеспечить ребенка административного истца местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования возникнет у Департамента образования и науки адрес в 2022/2023 учебном году и пришел к выводу о том, что незаконное бездействие со стороны Департамента образования и науки адрес отсутствует.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) также предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами; статья 3 Конвенции устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Как предусмотрено ст. 5 указанного Федерального закона, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории за которой закреплена указанная образовательная организация (части 1 - 3 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно ч. 4 ст. 67 указанного Федерального закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной выше статьи и статьей 88 данного Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В соответствии с п. 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236, прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес.
Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности. Механизмом, обеспечивающим направление детей дошкольного возраста в образовательные организации, является Комплексная система оказания государственных услуг в сфере образования в электронном виде.
В силу раздела 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета либо по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес при подаче заявления в электронном виде указываются заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем. Согласно разделу 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трех других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трех предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 1 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования - в частности, на Департамент образования и науки адрес (п. 1 Положения о Департаменте образования и науки адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Исходя из приведенных норм, в адрес право на доступ к образованию детей, достигших определенного законом возраста, реализуется посредством предоставления им мест в дошкольном учреждении по заявлению родителей; на административном ответчике лежит обязанность принять конкретные меры, направленные на обеспечение права несовершеннолетних детей получать на общедоступной и бесплатной основе соответствующее образование по месту их проживания (пребывания), в непосредственной близости к нему; административный ответчик в случае отсутствия свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях обязан предлагать свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а также принимать другие меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в списке очередников.
Такой подход к решению вопроса обеспечения реализации права на дошкольное образование рекомендует Министерство образования и науки Российской Федерации, изложив его в письме от 8 августа 2013 года N 08-1063 со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", которым предписано Правительству Российской Федерации обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях (пп. "в" п. 1, пп. "а" п. 2).
Иное противоречит законодательству и прямо свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него обязанности и нарушении права несовершеннолетних на образование.
При этом альтернативных вариантов получения ребенком дошкольного образования в организациях, находящихся в доступной близости от места проживания ребенка, не предложено.
Департаментом образования и науки адрес в целях обеспечения прав ребенка не предлагал его родителям устроить сына в другое (не из числа указанных при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе не рассматривал возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм с сохранением места в списке очередников. Доказательств выполнения административным ответчиком этих обязанностей, а также объективной возможности их исполнения, по делу не представлено.
У фио имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования.
Однако мер к устройству фио в дошкольное образовательное учреждение Департаментом предпринято не было, свободное место в другой организации данного или смежных районов в доступной близости от места проживания детей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагалось, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Данные обстоятельства объективно свидетельствуют о допущенном органом государственной власти незаконном бездействии в рассматриваемых правоотношениях, существенном нарушении права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения и признании незаконным бездействия Департамента образования и науки адрес, выразившееся в неразрешении вопроса о предоставлении несовершеннолетнему фио места в дошкольном образовательном учреждении.
В целях восстановления нарушенных прав возложить на Департамент образования и науки адрес обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетнему фио места в дошкольном образовательном учреждении.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 13 июля 2022 года отменить.
Принять по данному делу новое решение.
Признании незаконным бездействия Департамента образования и науки адрес, выразившееся в неразрешении вопроса о предоставлении несовершеннолетнему фио места в дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на Департамент образования и науки адрес обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетнему фио места в дошкольном образовательном учреждении.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 06.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.