Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Конева С.И., рассмотрев частную жалобу фио на определение судьи Бутырского районного суда адрес от 14 декабря 2022 года об оставлении административного искового заявления без движения (Ма-1275/2022),
УСТАНОВИЛ:
Филиппов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по адрес, Минобороны России, 231 военной прокуратуре гарнизона, ГБУ адрес Лианозово" о признании действий незаконными.
Определением судьи Бутырского районного суда адрес от 14 декабря 2022 года административное исковое заявление оставлено без движения.
В частной жалобе административный истец просит отменить определение, поскольку считает, что основания для оставления административного искового заявления без движения отсутствовали.
Проверив представленные материалы, доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отмене определения суда.
Согласно ч. 1 ст. 130 КАС РФ административное исковое заявление подлежит оставлению без движения в случае несоответствия его требованиям ст. 125 и 126 КАС РФ.
Основаниями для оставления без движения административного искового заявления послужили отсутствие в административном иске номеров телефонов, факсов, адресов электронной почты административных ответчиков, отсутствие сведений о том какие права и законные интересы административного истца нарушены, не приложены документы, подтверждающие обстоятельства на которых истец основывает свои требования, а также отсутствие доказательств, подтверждающих направление административным ответчикам копии административного искового заявления.
Однако в силу статей 132, 135 КАС РФ уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является задачами подготовки дела к судебному разбирательству.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 135 КАС РФ административный ответчик или его представитель при подготовке административного дела к судебному разбирательству уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований, что свидетельствует об обязанности суда принять к производству административное исковое заявление, содержащее конкретные требования истца, и о возможности их уточнения при подготовке административного дела к судебному разбирательству.
Указанные в обжалуемом определении недостатки административного искового заявления не являются препятствием для принятия административного иска к производству суда и не могли являться основанием для оставления его без движения, поскольку могли быть устранены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, проводимых с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, в ходе которых возможно опросить административного истца по существу заявленных требований.
Действительно, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок. Кроме того, суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе.
Таким образом, в ходе подготовки административного дела к рассмотрению суд не лишен возможности истребовать необходимые для рассмотрения дела документы и получить необходимые сведения.
В соответствии с. п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
При этом в случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Однако в отличие от административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, который обязан направить другим участвующим в деле лицам копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, на административного истца, не обладающего указанными полномочиями, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не возлагает такой обязанности (ч. 7 ст. 125 КАС РФ).
То есть для административного истца, являющегося гражданином, предусмотрено право выбора при подаче административного иска: направить соответствующие копии участвующим в деле лицам самостоятельно, либо приложить их к административному иску для вручения судом.
Пи этом ч. 2 ст. 45 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", согласно п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они не направлены им административным истцом.
В данном случае, с учетом подачи административного иска в электронном виде, возложенная на административного истца судом обязанность направления копий административного искового заявления и документов административному ответчику является неоправданной и не может служить препятствием для принятия административного иска к производству с учетом технической возможности распечатать направленный файл в нужном количестве экземпляров.
Помимо этого, суд не лишен возможности перенаправить поданные истцом документы административному ответчику посредством электронной почты, сведения об адресе которой находятся в общем доступе в открытых источниках, в том числе на официальном сайте, а также разместить их на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и соответствующим лицам о поступлении иска способом, предусмотренным для направления судебных извещений (например, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", электронной почтой, телефонограммой и др.), разъясняя возможность ознакомиться с иском и подать возражения.
При указанных обстоятельствах безусловные основания для оставления административного иска без движения отсутствовали.
Кроме того, судом первой инстанции не приняты во внимание положения ст. 16.1 КАС РФ, регламентирующие действия суда при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства.
ГБУ адрес Лианозово" не наделено отдельными государственными или иными публичными полномочиями, следовательно, не может согласно положениям ч. 5 ст. 38 КАС РФ являться административным ответчиком по делам, вытекающим из публичных правоотношений.
Требования к ГБУ адрес Лианозово" не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Следовательно, определение об оставлении административного искового заявления без движения подлежит отмене.
Материал по административному исковому заявлению в части требований, предъявленных к ОМВД России по адрес, Минобороны России, 231 военной прокуратуре гарнизона подлежит направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В части требований предъявленных к ГБУ адрес Лианозово" исковое заявление подлежит направлению в суд первой инстанции для разрешения вопроса о возможности принятия его к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Бутырского районного суда адрес от 14 декабря 2022 года отменить.
Материал по административному исковому заявлен в части требований, предъявленных к ОМВД России по адрес, Минобороны России, 231 военной прокуратуре гарнизона, направить в Бутырский районный суд адрес для рассмотрения по существу.
В части требований предъявленных к ГБУ адрес Лианозово" исковое заявление подлежит направлению Бутырский районный суд адрес для разрешения вопроса о возможности принятия его к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья С.И. Конева
Мотивированное апелляционное определение составлено 16.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.