Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре Галан А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N2а-1198/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца Крупского М.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 27 июня 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Благотворительного фонда развития филантропии к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, обязании исключить сведения из реестра - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Благотворительный фонд развития филантропии обратился в суд с иском к Минюсту России о признании незаконным распоряжения о внесении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и обязании ответчика исключить Фонд из реестра, ссылаясь на то, что 24 марта 2022 года распоряжением Министерства юстиции РФ N 306-р Благотворительный фонд развития филантропии "КАФ" (измененное наименование - Благотворительный фонд развития филантропии) был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на основании абз. 3 п. 7 ст. 32 ФЗ РФ N 7 - ФЗ "О некоммерческих организациях", однако при принятии решения Минюст РФ не принял во внимание положения абз. 11 п. 6 ст. 2 ФЗ РФ "О некоммерческих организациях", а также не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 г, изложенную в Постановлении N 10-П. Фонд не занимается политической деятельностью, что следует из Устава, а его деятельность не может быть признана политической.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив решение, выслушав объяснения представителей административного истца фио, фио, возражения представителя административного ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела было установлено, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России ведет реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В Министерство юстиции Российской Федерации поступили материалы Главного управления Минюста России по Москве от 23.03.2022 исх. N 77-03/14554, по результатам рассмотрения которых установлено, что Фонд зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 16.01.2012 за ОГРН 1127799000560. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда, является Директор - фио.
Фонд является получателем денежных средств из иностранных источников, что подтверждается следующими обстоятельствами.
По информации Главного управления Минюста России по Москве Фондом в 2020 году получено 442, 9 сумма прописью иностранного финансирования, в 2021 году - не менее 224, 8 сумма прописью.
Согласно сведениям банковских организаций, Фондом из иностранных источников в валюте получено финансирование в следующих объемах:
в период с 27.09.2019 по 24.02.2022 получено сумма;
в период с 04.09.2019 по 24.02.2022 получено сумма;
в период с 13.09.2019 по 09.03.2022 получено сумма.
Так, в ходе анализа сведений о расходовании Фондом денежных средств установлено систематическое финансирование некоммерческих организаций, осуществляющих политическую деятельность и включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт" (ОГРН 1047796086205) - сумма (32 операции с 22.07.2019 по 21.02.2022);
Автономная некоммерческая организация "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" (ОГРН 1187700006911) - сумма (2 операции с 12.11.2020 по 28.01.2021);
Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр "Анна" (ОГРН 1037739728223) - сумма (2 операции с 11.11.2020 по 28.01.2021);
Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз" (ОГРН 1025800003350) - сумма (23 операции с 20.08.2019 по 17.01.2021);
Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие) (ОГРН 1026403683833) - сумма (2 операции с 17.07.2020 по 08.12.2020);
Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния" (ОГРН 1066300014120) - сумма (7операций с 17.12.2019 по 13.01.2022);
Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии" (ОГРН 1047400004068)- сумма (32 операции с 22.07.2019 по 21.02.2022);
Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций" (ОГРН 1037858001158) - сумма (3 операции с 05.03.2020 по 28.01.2022).
Кроме того, установлено, что Фонд осуществляет деятельность, в том числе носящую политический характер.
"Филантроп" (Фонд является издателем собственного электронного журнала "Филантроп" (www.philanthropy.ru/about), а также администратором и владельцем благотворительной онлайн-платформы Благо.ру (www.blago.ru)) освещал различные петиции, в том числе:
? петиция президенту фио с просьбой сохранить государственное финансирование программы поддержки СО НКО (2016 год);
? петиция о размещении в детских домах видеокамер (2016 год).
Также, согласно сведениям, размещенным на портале underside.today (underside.today/2021/12/28/coming-out/, underside.today/2021/12/28/благотворительный-фонд-развития-фил/), Фонд является участником грантовой поддержки, оказываемой правительством Великобритании.
Фонд указан исполнителем по следующим проектам: ПРОЕКТ Р3.022 Название проекта - "Путь домой (Содействие деинституционализации детей-сирот в России)".
Цель - продвижение научно обоснованного подхода, разработанного Фондом "Люмос" (Великобритания) и успешно внедренного в ряде стран Восточной Европы, для деинституционализации детей-сирот в России на региональном и федеральном уровнях.
ПРОЕКТ Р2.060
Название проекта - "Наращивание потенциала российских общественных организаций".
Цель - Предоставить необходимое финансирование и возможности для наращивания потенциала широкому кругу российских организаций гражданского общества, работающих в сфере поддержки социальных и экономических прав людей.
В соответствии с Положением, Федеральным законом N 7-ФЗ государственную регистрацию и контроль за деятельностью некоммерческих организаций, ведение реестра, а также контроль за деятельностью некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, осуществляет Минюст России.
Ведение реестра предусмотрено пунктом 10 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ). Порядок ведения реестра утвержден приказом Минюста России от 30.11.2012 N 223.
По мнению Минюста России в деятельности Фонда выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента: участия Фонда в политической деятельности, осуществляемой на адрес в форме формирования общественно-политических взглядов и убеждений, финансировании политической деятельности, а также получение Фондом денежных средств от иностранных источников.
По итогам рассмотрения документов Минюст России издало распоряжение от 24.03.2022 N 306-р о включении Фонда в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
После принятия решения о включении Фонда в указанный Реестр Минюстом России Заявителю было направлено уведомление.
В уведомлении Фонд был проинформирован о принятии Минюстом России решения о включении Учреждения в Реестр с разъяснением установленных законодательством требований.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на адрес.
Указанная норма закона создает правовые последствия для Организации - обязанность по подаче заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (подпункт 9 пункта 5 статьи 13.1, абзац 2 пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ на некоммерческую организацию, признанную некоммерческой организаций, выполняющей функции иностранного агента возложена обязанность предоставлять: - один раз в полгода в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов; - ежеквартально документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников; - ежегодно аудиторское заключение.
Также такая организация в силу абзаца пятого части 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ обязана в изданных ею материалах и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалах, указывать на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Иных обязанностей на истца не возлагается.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 N 10-п указано, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна: быть российской некоммерческой организацией; получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования; участвовать в политической деятельности, осуществляемой на адрес.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к верному выводу о том, что распоряжение Минюста России является законным и обоснованным, в ходе проверки установлено получение иностранного финансирования, осуществление политической деятельности. В предоставленных доказательствах содержатся выводы, на основании которых Фонд подлежал включению в Реестр. Текст распоряжения соответствует Федеральному закону N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 27 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.