Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-507/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Люблинского районного суда адрес от 17 октября 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований фио к призывной комиссии муниципального образования "Бирюлево Западное" адрес, военному комиссариату (объединенному) адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным заключения призывной комиссии, возложении обязанности выдать военный билет отказать",
УСТАНОВИЛА:
адрес С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии муниципального образования "Бирюлево адрес Москвы, военному комиссариату (объединенному) адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным заключения призывной комиссией муниципального образования "Бирюлево Западное" адрес о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании выдать военный билет.
Люблинским районным судом адрес 17 октября 2022 года постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ имеются основания для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Скрипкин К.С, паспортные данные, 03 февраля 2010 года поставлен на воинский учет военным комиссариатом адрес и адрес; снят с воинского учета 26 октября 2018 года.
29 сентября 2010 года Скрипкин К.С. поставлен на учет в военный комиссариат адрес; снят с учета 18 июля 2016 года.
Решением призывной комиссии от 07 апреля 2011 года Скрипкину К.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 20 июня 2014 года на время обучения по программе высшего образования - бакалавриат.
Решением призывной комиссии от 22 октября 2014 года административному истцу предоставлена отсрочка до 20 июня 2016 года на время обучения по программе высшего образования - магистратура.
10 октября 2018 года Скрипкин К.С. поставлен на воинский учет в военный комиссариат по адрес; снят с учета 11 декабря 2019 года.
18 апреля 2019 года при прохождении медицинского освидетельствования Скрипкин К.С. был направлен на дополнительное медицинское обследования в ГБУЗ "ГКБ N 1 им. фио" Департамента здравоохранения адрес, где находился с 23 мая 2019 года по 29 мая 2019 года.
06 июня 2019 года административному истцу определена категория годности "Г" - временно не годен к военной службе, в связи с чем решением призывной комиссии адрес предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья сроком на 6 месяцев.
15 января 2020 года Скрипкин К.С. поставлен на воинский учет в военный комиссариат (объединенный) адрес.
С 25 октября 2019 года Скрипкин К.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 25 октября 2019 года по 23 апреля 2020 года. Однако на учет в военный комиссариат (объединенный) адрес встал 15 января 2020 года.
Согласно представленной в материалы дела копии выписки из протокола N 1 заседания призывной комиссии муниципального образования "Бирюлево Западное" адрес от 18 мая 2020 года Скрипкин К.С. на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон N 53-ФЗ), зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований.
Суд, учитывая положения Федерального закона N 53-ФЗ, а также Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, пришел к выводу о законности заключения призывной комиссии, поскольку Скрипкин К.С. действовал недобросовестно, с намерением избежать возможность осуществления в отношении него призывных мероприятий, поскольку в период действия отсрочки от призыва на военную службу, а именно 25 октября 2019 года изменил место жительства, однако в нарушение положений ст. 10 Федерального закона N 53-ФЗ в двухнедельный срок не встал на учет в военный комиссариат (объединенный) адрес, что явилось причиной невозможности исполнения в отношении него органом воинского учета мероприятий по призыву на военную службу в осенний призыв 2019 года.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может по следующим основаниям.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона N 53-ФЗ.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 Федерального закона N 53-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статья 28 Федерального закона N 53-ФЗ, закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, - на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно пункту 19 Положения о призыве на военную службу призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона N 53-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Федерального закона N 53-ФЗ, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 (действующей на момент принятия оспариваемого решения), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Соответствующая правовая позиция приведена в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного 14 ноября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом приведенного правового регулирования, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего административного спора является исполнение соответствующим военным комиссариатом обязанностей по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу, в том числе, по своевременному вручению повесток ему в указанный период времени лично под расписку после 06 декабря 2019 года.
Из материалов дела не следует, что военный комиссариат адрес в период с 06 по 30 декабря 2019 года направлял Скрипкину К.С. повестки для прохождения призывных мероприятий, а Скрипкин К.С. уклонился от явки по таким вызовам.
То обстоятельство, что Скрипкин К.С. несвоевременно встал на воинский учет по новому месту жительства не свидетельствует о недобросовестности его поведения, наличии намерения избежать осуществления в отношении него призывных мероприятий, поскольку не имеет достоверных доказательств вручения ему повестки с вызовом на призывные мероприятия.
На основании вышеприведенного, судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может, поэтому решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения о признании незаконным заключение призывной комиссии муниципального адрес от 18 мая 2020 года.
Руководствуясь ст.ст.177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 17 октября 2022 года отменить.
Принять новое решение, которым признать незаконным заключение призывной комиссии муниципального адрес, оформленное протоколом N1 от 18 мая 2020 года в отношении фио, паспортные данные, о признании лицом, не прошедшим военную службу, не имя на то законных оснований.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.