Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-1017/2022 по административному исковому заявлению Рыженкова Максима Борисовича к администрации городского адрес о признании незаконным и отмене решений об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании предоставить государственную услугу, по апелляционной жалобе административного истца Рыженкова М.Б. на решение Чертановского районного суда адрес от 14 ноября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Рыженков М.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского адрес (далее- Администрация) и просил признать незаконным и отменить решения от 29 июля 2022 года N Р001-699487024-60373421, Р001-6999487024-60373291, N Р001-699487024-60372434, от 01 августа 2022 года N Р001-6999487024-60373544, N Р001-6999487024-60372285, от 08 августа 2022 года N Р001-6999487024-60409363, N Р001-6999487024-60409482, N Р001-6999487024-60409612, N Р001-6999487024-60409709, N Р001-6999487024-60409862, N Р001-6999487024-60417404, N Р001-6999487024-60417487, N Р001-6999487024-60417579, N Р001-6999487024-60418121, N Р001-6999487024-60418178, N Р001-6999487024-60418327, от 11 августа 2022 года N Р001-6999487024-60418238 об отказе в предоставлении государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", и обязать предоставить государственную услугу.
Требования мотивированы тем, что 22 и 23 июня 2022 года административный истец обратился в администрацию с 10 заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. 29 июля, 01, 08 и 11 августа 2022 года администрацией приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
С данными решениями административный истец не согласен, поскольку они не соответствуют требованиям закона. Кроме того, администрацией нарушен срок рассмотрения заявлений и возврата документов.
Решением Чертановского районного суда адрес от 14 ноября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Рыженкова М.Б.
При этом, суд исходил из того, что 22 и 23 июня 2022 года через портал государственных и муниципальных услуг адрес на основании ст. 39.18 ЗК РФ в Администрацию городского адрес Рыженковым М.Б. были поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена N Р001-6999487024-60373421, N Р001-6999487024-60373291, N Р001-6999487024-60372434, N Р001-6999487024-60373544, N Р001-6999487024-60372285, N Р001-6999487024-60409363, N Р001-6999487024-60409482, N Р001-6999487024-60409612, N Р001-6999487024-60409709, N Р001-6999487024-60409862, N Р001-6999487024-60417404, N Р001-6999487024-60417487, N Р001-6999487024-60417579, N Р001-6999487024-60418121, N Р001-6999487024-60418178, N Р001-6999487024-60418327, N Р001-6999487024-60418238.
29 июля, 01, 08 и 11 августа 2022 года администрацией городского адрес приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Основаниями для принятия решений явилось несоответствие схемы расположения земельных участков ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленных Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 и Земельным кодексом Российской Федерации; схема расположения земельного участка исполнена с нарушением требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду, регламентирован ст. ст. 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, и предполагает, в частности, проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Порядок предоставления земельных участков установлен действующим земельным законодательством.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений адрес от 27 декабря 2018 года N 15ВР-1824.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 13 Распоряжения Минмособлимущества от 27 декабря 2018 года N15ВР-1824 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" установлен исчерпывающий перечень оснований для предоставления государственной услуги.
Согласно п. 13.2.5 Административного регламента, утвержденного Распоряжение Минмособлимущества от 27 декабря 2018 года N 15ВР-1824 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Административный регламент) основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются по основаниям, указанным в пункте 6.1 настоящего Административного регламента: несоответствие Схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 и/или Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 7 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", который действовал на момент вынесения оспариваемых решений, в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории (далее - раздел КПТ.2.1) при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений.
При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
В соответствии с пунктом 13.2.6 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является разработка Схемы расположения земельного участка с нарушением требований статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам: 1. Площадь образуемого земельного участка превышает (менее) установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, определенных градостроительными регламентами, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 2. Площадь образуемого земельного участка превышает (менее) установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами); 3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; 4. Образование земельного участка приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости; 5. Раздел, выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; 6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами Российской Федерации; 7.
Образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Судом установлено, что представленные Рыженковым М.Б. схемы не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку не указаны надписи, включая территориальные зоны, зоны с особым использованием территорий, проход/проезд). Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительства адрес земельный участок в представленных границах в соответствии с указанным в схеме расположения земельного участка координатам, расположен в адрес (1001, 12 кв.м.) и частично на территории пересечения государственного лесничего реестра и ЕГРН.
В соответствии со Сводными заключениями Министерства имущественных отношений адрес по согласованию проектов отрицательных решений Министерством принято решение о согласовании решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Согласно п. 8.3 Административного регламента максимальный срок предоставления государственной услуги, в случае необходимости опубликования извещения о предстоящем предоставлении земельного участка, составляет 44 рабочих дня с даты регистрации заявления в Администрации.
Оценив представленные доказательства по делу в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку решения соответствуют вышеназванному законодательству, в том числе Административному регламенту, порядок принятия решений не нарушен, права и свободы административного истца не затронуты, решение об отказе в предоставлении государственной услуги не препятствует повторному обращению за ее получением; заявления рассмотрены в установленные сроки.
Суд нашел несостоятельными доводы административного истца о нарушение администрацией требований ст. 39.15 ЗК РФ о возврате заявлений, так как оснований для их возврата не имелось, документы были приняты к рассмотрению, к заявлениям были приложены документы, предусмотренные пунктом 2 ст. 39.15 ЗК РФ, п. 10.1 Административного регламента.
Судебная коллегия находит правомерными выводы суда, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Оспариваемые решения соответствовали Земельному кодексу Российской Федерации, Административному регламенту. Нарушения административным ответчиком Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы об игнорировании доказательств, представленных административным истцом, в том числе и схемы, являются несостоятельными, поскольку не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Нарушения принципов равноправия сторон, непосредственности судебного разбирательства, состязательности по делу не усматривается.
Оценка собранным по делу доказательствам, в том числе и схеме, которая дана судом, соответствует статье 84 КАС РФ и является надлежащей; решение принято на основании относимых и допустимых доказательствах по делу.
Является необоснованным довод в апелляционной жалобе об указании в мотивировочной части решения суда Сводного заключения Министерства имущественных отношений адрес, указанное заключение является доказательством по делу, оцененное судом наравне с другими доказательствами по делу.
Вопреки доводам административного истца, пунктом 8.3 Административного регламента указан максимальный срок предоставления Государственной услуги, который составляет 44 рабочих дня с даты регистрации заявления в Администрации; решения по заявлениям приняты в указанный срок, что не нарушает права административного истца.
Административным регламентом не предусмотрено оснований для оставления заявлений без рассмотрения в случае несоответствия требованиям ч.1 и ч.2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, частями 1 и 2 указанной статьи предусмотрены случаи возвращения документов без рассмотрения, однако такие основания по настоящему делу отсутствовали.
В решениях административного ответчика указаны основания, по которым были приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги, поэтому неперечисление судом таких оснований по каждому заявлению не свидетельствует о незаконности решения суда. Какого-либо злоупотребления административным ответчиком правом при принятии решений не усматривается.
Составление судом мотивированного решения позже срока, установленного ч.2 ст. 177 КАС РФ, не свидетельствует о его незаконности, поскольку административному истцу не создано препятствий в осуществлении его процессуальных прав.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 14 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.