Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Шаутаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-829/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио на решение Тверского районного суда адрес от 21 июля 2022 года по административному исковому заявлению Полушина Дмитрия Владимировича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральному агентству в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании решений незаконными, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Полушин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Генеральной прокуратуры Российской Федерации и просил признать незаконными:
- решение Роскомнадзора в виде уведомления об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона, идентификатор записи 500398-НВ, - требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 марта 2022 года N 27-31-2022/Ид3922-22, - обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, отозвав указанные уведомление и требование.
Требования мотивирует тем, что административный истец является создателем и администратором интернет-издания krasnews.com, специализирующегося на освещении актуальной повестки дня, в том числе социальной и общественной сфере. Основная аудитория ресурса сосредоточена в России.
В марте 2022 года доступ к ресурсу был ограничен, что является произвольным вмешательством в право административного истца на свободное распространение и выражение мнения, нарушает его права, гарантированные ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Тверским районным судом адрес 21 июля 2022 года постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит представитель административного истца фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда.
Представитель административного истца фио в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Роскомнадзора фио просил оставить решение без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено систематическое размере публикаций на интернет- ресурсе https://krasnews.com, содержащие недостоверную общественно-значимую информацию относительно проведения специальной военной операции на адрес - повсеместно на сайте упоминалось слово "война", что является недостоверным изложением сути проводимой военной операции и представляет повышенную общественную значимость, поскольку участие Российской Федерации в полномасштабных военных действиях, будет затрагивать широкий круг общественных интересов, как в социальной, так и в экономических сферах.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Роскомнадзор направлено требование первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации фио от 26 марта 2022 года N 27-31-2022/Ид3922-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу krasnews.com ввиду размещения недостоверной информаций, направленной на дестабилизацию общественно-политической обстановки, создание условий для массовых нарушений общественного порядка и общественной безопасности на адрес, а именно сведения о многочисленных жертвах среди российских военнослужащих, а также гражданского населения Украины.
27 марта 2022 года Роскомнадзором в рамках проведения процедуры, установленной ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сформированы уведомления на русском и английских языках об ограничении доступа к информационному ресурсу (идентификатор записи 500398-НВ), которые направлены на адреса электронной почты: news@ krasnews.com, pradod@yandex.ru, abuse@abusehost.ru, nok@ispsystem.com, wheel@ispsystem.com с приложением описания распространяемой с нарушением закона информации, что следует из скриншота реестровой записи.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании положений Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", учитывая, что административным истцом не оспаривался факт того, что на интернет ресурсе krasnews.com не была размещена информация, содержащаяся в оспариваемом требовании Генеральной прокуратуры Российской Федерации, пришел к выводу о необоснованности доводов административного истца, законности действий административных ответчиков, а потому в удовлетворении требований отказал.
Суд критически отнесся к доводам административного истца о нарушении его прав ввиду ненаправления в его адрес требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поскольку Федеральным законом от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не установлена обязанность Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлять владельцу интернет - ресурса копию требования о принятии мер по ограничению доступа к интернет- ресурсу.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
Частью 1 статьи 9 Закона об информации предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об информации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 той же статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 15.3 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации", в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложных сообщений об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия, распространяемой под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами адрес в указанных целях, или информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленной на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами адрес в указанных целях, информации, содержащей призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических
и (или) иных санкций, информации, содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на адрес в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", или организации, деятельность которой запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" или Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, информации, указанной в статье 6.2 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, а также при поступлении уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от Председателя Центрального банка Российской Федерации или его заместителей в отношении информации, указанной в статье 6.2 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии
мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Частью 2 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию; определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация; направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации; фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
Порядок направления вышеуказанного уведомления установлен пунктом 41 Порядка функционирования Информационной системы взаимодействия, утверждённого приказом Роскомнадзора от 12 августа 2013 года N 912 (зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2013 года, регистрационный N30454).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Роскомнадзор.
В силу пункта 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Роскомнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Приказом Роскомнадзора от 12 марта 2021 года N 25 утверждено Положение об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций.
Пунктом 3.5 Положения об Управлении установлено, что Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 3.9 Положения об Управлении организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статей 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1-1-15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона N 149-ФЗ.
Таким образом, доказательствами по делу подтверждается, что административными ответчиками соблюден порядок по ограничению доступа к информационному ресурсу, доводы административного истца об обратном являются несостоятельными.
Оспариваемая мера реагирования применена надлежащим уполномоченным должностным лицом - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации; Роскомнадзор действовал на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий; процедура ограничения доступа к информационному ресурсу соблюдена, нарушений прав административного истца не усматривается.
Действия Роскомнадзора по направлению уведомления соответствуют требованиям статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", административный истец был надлежащим образом уведомлен об ограничении доступа к информации в сети "Интернет".
Доводы административного истца, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для признания требования, действий незаконными, поскольку в данном случае не нарушаются (не ограничиваются) права фио, гарантированные Конституции Российской Федерации, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указанные действия не представляют собой вмешательство в право на уважение частной жизни.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.