Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И, судей фио, фио, при секретаре Шаутаевой М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-599/2022 по апелляционной жалобе административного истца Азаровой Е.Л. на решение Тверского районного суда адрес от 27 июля 2022 года по административному исковому заявлению Азаровой Елены Леонидовны к Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, которым в удовлетворении требований отказано,
УСТАНОВИЛА:
Азарова Е.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации фио и просила признать незаконным бездействие, выразившееся в не рассмотрении ее обращения от 20 ноября 2020 года, в котором она просила провести проверку по вопросам обоснованности назначения, применения (неприменения) медицинских препаратов, медицинских манипуляций, невыполнения необходимых диагностических и лечебных мероприятий послеоперационного периода в ОГБУЗ "Иркутская городская больница N2", качества оказываемой в учреждении медицинской помощи, а также правильности ведения медицинской документации; незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по направлению жалобы от 15 декабря 2021 года в другой государственный орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, устранить допущенное нарушение прав.
Тверским районным судом адрес от 27 июля 2022 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Азарова Е.Л. просит решение отменить как постановление с нарушение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о законности действий Министерства здравоохранения Российской Федерации.
С выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют представленным доказательствам по делу.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.
Из материалов дела следует, что 20 ноября 2020 года Азаровой Е.Л. в Минздрав России направлено обращение, в котором просила провести проверку качества оказания медицинской помощи после проведенной операции по удалению эпидермальной кисты правой околоушной области в ОГБУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 1".
Обращение Азаровой Е.Л. для рассмотрения по существу было направлено в Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Письмом Минздрава России от 08 декабря 2020 года обращение Азаровой Е.Л. было направлено на рассмотрение по существу в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, которое в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения", осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, о чем Азаровой Е.Л. направлено уведомление.
Обращение Азаровой Е.Л. от 15 декабря 2021 года, поступившее в Минздрав России, на рассмотрение по существу было направлено в Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации.
11 января 2022 года обращение Азаровой Е.Л. было направлено для рассмотрения в Федеральную службу по надзор в сфере здравоохранения.
Минздравом России 26 января 2022 года Азаровой Е.Л. было направлено сообщение письмо о продлении сроков рассмотрения ее обращения.
Факт получения данного уведомления Азарова Е.Л. не отрицала.
Департаментом организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения обращение административного истца от 15 декабря 2021 года было рассмотрено и в пределах компетенции дан ответ по существу, о чем направлено письмо Минздрава России от 25 февраля 2022 года.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).
В соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).
Статьей 8 Федеральный закон N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации (статья 110 Конституции Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" предусмотрено, что правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 N 452 года утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.
В целях установления единого порядка работы с документами в Министерстве здравоохранения Российской Федерации и в соответствии с пунктом 2.38 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 приказ Минздрава России от 21 июня 2022 года N 429 утверждена Инструкция по делопроизводству в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая устанавливает требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в делопроизводстве Министерства; положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами на бумажном носителе и электронными документами, включая подготовку, обработку, хранение и использование документов, осуществляемые с применением информационных технологий, а система электронного документооборота (далее - СЭД), применяемая в Министерстве, должна обеспечивать выполнение требований Инструкции.
Приказом Минздрава России от 28 июля 2015 года N 493н утверждена Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая определяет порядок организации рассмотрения обращений граждан, включая организацию личного приема граждан, контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, анализ и обобщение информации, содержащейся в них, проверку состояния работы с обращениями в структурных подразделениях Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство).
Таким образом, Министерство самостоятельно в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Министерство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайств в их поддержку по вопросам сферы деятельности Министерства, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступивших в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан, принимает по ним решение и направляет ответ в установленный срок.
Пунктом 75 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве здравоохранения Российской Федерации предусмотрено, что обращение считается рассмотренным, если даны ответы на все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры, и автору обращения дан исчерпывающий ответ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В проекте окончательного ответа гражданину обобщается информация, полученная от всех структурных подразделений - соисполнителей по конкретному обращению, после чего проект ответа передается на подпись руководителю (заместителю руководителя) структурного подразделения - ответственного исполнителя.
Перед подписанием ответа гражданину в случае отсутствия письменного ответа структурного подразделения - соисполнителя проект ответа визируется соответствующим структурным подразделением - соисполнителем.
Гражданину на одно его обращение направляется только один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем. Ответ должен быть конкретным, ясным по содержанию, обоснованным и охватывать все вопросы, поставленные в обращении.
Вносить какие-либо изменения в содержание ответа без разрешения должностного лица, подписавшего его, запрещается.
Подготовленные письма (ответы, соответствующие запросы) основным исполнителем распечатываются в установленном порядке на номерном бланке Министерства и направляются на визирование и подписание вышестоящим должностным лицам (начальнику отдела, заместителю руководителя структурного подразделения Министерства, руководителю структурного подразделения Министерства).
Ответы на обращения, подписанные руководством Министерства, а также на обращения, взятые на особый контроль Отделом по работе с обращениями граждан, вместе с перепиской направляются в Отдел по работе с обращениями граждан для регистрации и отправки адресатам.
При этом Министерство в рамках установленных законом полномочий самостоятельно определяет порядок разрешения обращений и дает на них ответы.
Признание незаконными действия (бездействие) административного ответчика не может служить основанием для обязания Министерство принять по итогам проверки в рамках рассмотрения обращения то или иное конкретное решение, поскольку Министерство в силу закона самостоятельно определяет порядок разрешения обращений граждан, иное означало бы вмешательство в деятельность Министерства и ограничение самостоятельности его органа в принятии по результатам рассмотрения обращения заявителя итогового решения в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией.
Вышеприведенное согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (пункт 62).
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с положениями приведенных норм, приходит к выводу, что обращения Азаровой Е.Л. рассмотрены, ответы даны надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции в установленные законом срок; обращения направлены на рассмотрение в полномочный государственный орган, что не нарушает права и свобода заявителя.
Несогласие Азаровой Е.Л. с содержанием ответов на ее обращение не может рассматриваться как бездействие, нарушающее требования, предусмотренные Федеральным законом N59-ФЗ.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении требований административного искового заявления; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Доводы административного истца о том, что без ее согласия суд произвел замену должностного лица на Минздрав России, не являются основанием для отмены решения, поскольку безусловных оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены решения не имеется, обращения Азаровой Е.Л. были направлены в Минздрав России и именно указанным федеральным органом даны ответы.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.