Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Рубцова Н.В., рассмотрев материал Nма-422/2022 по частной жалобе представителя административного истца Пацина М.Ю. по доверенности фио на определение судьи Тверского районного суда адрес от 21 октября 2022 года о возвращении административного искового заявления Пацина М.Ю. об оспаривании положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
Пацин М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Определением судьи Тверского районного суда адрес от 21 октября 2022 года административное исковое заявление возвращено в связи с нарушением правил подсудности.
В частной жалобе представитель административного истца Пацина М.Ю. по доверенности фио просит об отмене данного определения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив представленные материалы, доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Так, основанием для возвращения административного искового заявления послужили выводы судьи первой инстанции о том, что рассмотрение заявленных требований не относится к компетенции Тверского районного суда адрес.
Данные выводы являются правильными.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая административный иск, суд, исходя из того, что требования не подсудны районному суду.
Порядок принятия федеральных законов предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Так, в силу п. "а" ст. 71, ч. 1, 2 ст. 105 Конституции Российской Федерации принятие федеральных законов отнесено к ведению Российской Федерации и осуществляется Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы (реализуемое путем внесения законопроекта в Госдуму) принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Госдумы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Рассмотрение законопроекта Госдумой производится в порядке, закрепленном разд. III Регламента Государственной Думы, утв. Постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (далее - Регламент ГД).
В соответствии со ст. 104 Регламента ГД право законодательной инициативы осуществляется, в частности, в форме внесения в Госдуму: а) проектов федеральных законов (далее - законопроект); б) законопроектов о внесении изменений в действующие федеральные законы либо о признании этих законов утратившими силу; в) поправок к законопроектам.
Законопроект должен соответствовать требованиям ст. ст. 105, 106 Регламента ГД и сопровождаться: пояснительной запиской к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта и мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта; текстом законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект; перечнем федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона; при необходимости и другими приложениями, например финансово-экономическим обоснованием в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат. Непосредственно в текст законопроекта могут быть включены положения о сроке и о порядке вступления в силу закона о поправке к Конституции РФ, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений; о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона.
Согласно ст. ст. 107, 108 Регламента ГД законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы. Поступивший законопроект регистрируется, ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Госдуме, а также на законопроект заводится электронная регистрационная карта в Системе обеспечения законодательной деятельности.
Председатель Госдумы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД. В случае если законопроект относится к вопросам ведения нескольких комитетов, Первый заместитель (заместитель) Председателя Государственной Думы, координирующий деятельность профильного комитета, может инициировать создание этим комитетом рабочей группы.
Решение профильного комитета о соответствии законопроекта указанным требованиям, включающее предложения по законопроекту, вносится на рассмотрение Совета Госдумы, который по предложению профильного комитета назначает один из комитетов Госдумы ответственным по законопроекту, включает законопроект в примерную программу законопроектной работы Госдумы на текущую либо на очередную сессию, после чего направляет законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, Совет Федерации, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату, а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Частью 1 ст. 116 Регламента ГД определено, что рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД.
При рассмотрении Госдумой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением Госдумы. При этом Госдума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении (ч. 1 ст. 118, ч. 2, 6 ст. 119 Регламента ГД).
Согласно ст. ст. 120 - 123 Регламента ГД поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет Госдумы, который изучает и обобщает их. Далее Совет Госдумы принимает решение о дате рассмотрения Госдумой законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в рамках которого большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы принимается решение о принятии или отклонении соответствующих поправок, а по окончании голосования по поправкам ставится на голосование вопрос о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Решение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении оформляется соответствующим постановлением Госдумы.
Статьями 124 - 126 Регламента ГД предусмотрено, что принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Госдумы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы для включения в проект порядка работы Госдумы. Совет Госдумы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Решения о принятии федерального закона, об одобрении федерального конституционного закона оформляются соответствующими постановлениями Госдумы.
Согласно ч. 3 ст. 105 Конституции Российской Федерации принятые Госдумой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, которое производится в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации, утв. Постановлением СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (далее - Регламент СФ).
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, ч. 4 ст. 107 Регламента СФ).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 107 Конституции Российской Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Частью 3 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Поскольку изменение действующих федеральных законов осуществляется путем принятия равных им по юридической силе законодательных актов (федеральных законов), то порядок внесения таких законопроектов (как одной из форм законодательной инициативы - ст. 104 Регламента ГД, ст. 140 Регламента СФ) и их рассмотрения аналогичен рассмотренному выше порядку принятия федеральных законов.
Таким образом, порядок принятия и изменения федерального закона представляет собой нормативно регламентированную процедуру реализации и поэтапного рассмотрения легитимной законодательной инициативы, начиная с момента поступления законопроекта в Госдуму и заканчивая официальным опубликованием принятого Госдумой, одобренного Советом Федерации и подписанного Президентом РФ документа.
Из вышеприведённого следует, что Кодексом административного судопроизводства не предусмотрен порядок оспаривания Федеральных законов Российской Федерации, поэтому административному истцу не принадлежит право оспаривания такого акта в судебном порядке, поэтому имеются основания для отказа в принятии административного искового заявления на основании п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ, определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судья
определила:
определение судьи Тверского районного суда адрес от 21 октября 2022 года отменить.
Отказать Пацину М.Ю. в принятии к производству административного искового заявления об оспаривании положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Н.В.Рубцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.