Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда фио, рассмотрев материал NМа-238/2023 по административному исковому заявлению Свирина ... к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения
по частной жалобе фио на определение судьи Гагаринского районного суда адрес от 6 февраля 2023 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Свирин Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации контрольного медицинского освидетельствования, обязании устранить допущенные нарушения путем обеспечения его явки на контрольное медицинское освидетельствование, ссылаясь на то, что 23 ноября 2022 года обратился в призывную комиссию адрес с заявлением о несогласии с определением ему категории годности к военной службе и проведении ему контрольного медицинского освидетельствования, однако своевременно на такое освидетельствование вызван не был.
Определением судьи Гагаринского районного суда адрес от 6 февраля 2023 года административное исковое заявление возвращено.
В частной жалобе Свирин Д.Ю. ставит вопрос об отмене определения судьи, полагая его незаконным.
В силу части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.
Изучив представленный материал и доводы частной жалобы, прихожу к выводу о наличии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого определения судьи.
В силу статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (часть 1).
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).
Согласно части 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.
В силу части 1 статьи 26 КАС РФ административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или адресу одного из них по выбору административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая Свирину Д.Ю. административное исковое заявление, судья суда первой инстанции, сославшись на положения части 2 статьи 22, части 3 статьи 24 КАС РФ, исходил из того, что правовое значение для определения подсудности данного спора имеет территория, на которую распространяются полномочия административного ответчика по организации призыва и на которую могут возникнуть правовые последствия оспариваемого заявителем решения.
Поскольку Свирин Д.Ю, на которого распространяются правовые последствия оспариваемых им действий (бездействия), на территории юрисдикции Гагаринского районного суда адрес не проживает, судья суда первой инстанции пришел к выводу о неподсудности настоящего дела данному суду.
Вместе с тем, как установлено статьей 22 КАС РФ, разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 КАС РФ).
Если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта (весь населенный пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю адрес, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия) (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Таким образом, направление административного искового заявления об оспаривании решений, действий, бездействия государственного органа в суд того района, на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли правовые последствия оспариваемых решений, действий (бездействия), является правом административного истца и не исключает применения правил части 1 статьи 22 КАС РФ при определении подсудности такого спора.
При этом из представленного материала следует, что Свириным Д.Ю. заявлены требования также к Военному комиссариату адрес, который расположен по адресу: адрес.
Территория по названному адресу относится к подсудности Гагаринского районного суда адрес.
При таких обстоятельствах, исходя из положений части 1 статьи 26 КАС РФ, Свирин Д.Ю. вправе был обратиться с настоящим иском в Гагаринский районный суд адрес.
С учетом изложенного, определение судьи суда первой инстанции не может быть признано законным, подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления фио к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 310-316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Гагаринского районного суда адрес от 6 февраля 2023 года отменить, материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления фио к производству суда.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.