Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио
при секретаре Колесниковой И.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-780/2021 по апелляционной жалобе административного истца Олешко А.Н. на решение Гагаринского районного суда адрес от 23 декабря 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Олешко Андрея Николаевича к Министерству жилищной политики и жилищного фонда адрес об аннулировании продлений разрешения на строительство, прекращении разрешений на строительство в связи с истечением срока, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Олешко А.Н. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Министерству жилищной политики и жилищного фонда адрес, в котором просил аннулировать продления разрешений на строительство, на земельных участках, принадлежащих Олешко А.Н. на праве собственности с номерами:
1. RU50509302-176 на земельном участке N:81, до 29.12.2019 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 03.12.2019 N Р001-7164683570-31490873, до 31.12.2020 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 12.12.2019 N Р001-7164683570-31807734, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 "О продлении действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной документации в 2020 году";
2. RU50509302-164 на земельном участке N:93, до 31.12.2020 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 21.11.2019 N Р001-7164683570-31104336, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
3. RU50509302-216 на земельном участке N:93, до 31.12.2020 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 20.11.2019 N Р001-7164683570-3107278, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
4. RU50509302-170 на земельном участке N:95, до 29.12.2019 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 02.12.2019 N Р001-7164683570-31474448, до 31.12.2020 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 11.12.2019 N Р001-7164683 5 70-31794747, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
5. RU50509302-217 на земельном участке N:95, до 29.12.2019 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 02.12.2019 N Р001-7164683570-31473195, до 31.12.2020 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 11.12.2019 N Р001-7164683570-31793553, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
6. RU50509302-218 на земельном участке N:95, основания продления до 31.12.2020 неизвестны, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
7. RU50509302-227 на земельном участке N:106, до 31.12.2020 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 20.11.2019 N Р001-7164683570-31046804, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
8. RU50509302-I 84 на земельном участке N:107, основания продления до 31.12.2020 неизвестны, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
9. RU50509302-186 на земельном участке N:109, основания продления до 31.12.2020 неизвестны, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
10. RU50509302-182 на земельном участке N:112, основания продления до 31.12.2020 неизвестны, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
11. RU50509302-243 на земельном участке N:112, до 29.12.2019 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 03.12.2019 N Р001-7164683570-31501529, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления;
12. RU50509302-249 на земельном участке N:273, до 31.12.2020 продленное на основании заявления ООО "Мелиор Строй" от 12.12.2019 N Р001-7164683570-31812273, до 31.12.2021 продленное на основании Постановления.
Также просил прекратить действие разрешений на строительство в связи с окончанием срока их действия:
- RU50509302-176 на земельном участке N:81;
- RU50509302-164 на земельном участке N:93;
- RU50509302-216 на земельном участке N:93;
- RU50509302-170 на земельном участке N:95;
- RU50509302-217 на земельном участке N:95;
- RU50509302-218 на земельном участке N:95;
- RU50509302-227 на земельном участке N:106;
- RU50509302-184 на земельном участке N:107;
- RU50509302-186 на земельном участке N:109;
- RU50509302-182 на земельном участке N:112;
- RU50509302-243 на земельном участке N:112;
- RU50509302-249 на земельном участке N:273.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, расположенных по адресу: адрес, адрес. 04.05.2021 Олешко А.Н. направил заявление о проверке оснований для продления разрешений на строительство и аннулирование их в связи с отсутствием прав ООО "Мелиор Строй" на использование земельных участков. Так как Решениями Гагаринского районного суда адрес от 18.11.2020 по делу N 2а-326/2020, от 28.09.2020 N 2а-179/2020 установлено отсутствие каких-либо договоров аренды между ООО "Мелиор Строй" в отношении земельных участков, у ООО "Мелиор Строй" не было оснований для обращения за получением разрешений на строительство, так и на его продление, соответственно указанные в разрешении на строительство и проектной документации сведения являются недостоверными. Также, ООО "Мелиор Строй" при выдаче и продлении разрешений нарушены правила подачи заявлений, а именно: отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у заявителя, то есть регламента, предусмотренного ст. 51 ГрК РФ. В обращении заявитель просил провести проверку законности продления сроков разрешений на строительство, представить отчет о результатах проверки, аннулировать разрешения на строительство, либо предоставить мотивированный отказ Министерства. Несмотря на указанные нарушения, Министерством продлены разрешения на строительство без действующих договоров аренды или иных правоустанавливающих документов на земельные участки. Олешко А.Н. уведомил Министерство об отсутствии у ООО "Мелиор Строй" прав на земельные адрес В ответе от 08.07.2021 Министерством указано, что разрешения продлены на основании заявления ООО "Мелиор Строй" без предоставления уведомлений фио фио существу на обращение не был дан ответ, о причинах продления срока разрешения на строительство и документах, на основании которых принято решение.
Номера решений и даты их принятия стали известны Олешко А.Н. только 12-13 июля 2021 года из ответа Министерства, а также ему стало известно, что административный ответчик продлил сроки разрешений в отсутствие прав на земельные участки у заявителя. Из данного ответа следует, что договоров аренды или другие действующие договоры в отношении земельных участков заявителем не предоставлялись. При этом, административный ответчик, как административный орган имел возможность проверить наличие прав в отношении земельных участков у заявителя. Таким образом, выданные разрешения и продления выданы с нарушением требований ст. 51 ГрК РФ и Административного регламента, что является основанием для аннулирования решений и их прекращения.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, указывая на то, что суд неправильно определилюридически значимые обстоятельства по делу; неправильно применен закон.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Олешко А.Н. по доверенности Невмержицкой И.В, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Министерства жилищной политики адрес, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истцу Олешко А.Н. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N: 50:31:0030245:80, N: 50:31:0030245:81, 50:310030245:93, 50:31:0030245:95, 50:31:0030245:106, 50:31:0030245:107, 50:31:0030245:109, 50:31:0030245:112, 50:31:0030245:276, что подтверждается выписками из ЕГРН.
19.12.2014 и 26.12.2014 Министерством жилищной политики адрес на имя ООО "Мелиор Строй" на земельных участках, принадлежащих Олешко А.Н. на праве собственности, были выданы разрешения на строительство:
- RU50509302-176 от 19.12.2014 на земельном участке N:81 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29 декабря 2017 года, затем до 29.12.2019, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-164 от 19.12.2014 на земельном участке N:93 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-216 от 26.12.2014 на земельном участке N:93 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-170 от 19.12.2014 на земельном участке N:95 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 29.12.2019, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-217 от 26.12.2014 на земельном участке N:95 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 29.12.2019, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-218 от 26.12.2014 на земельном участке N:95, сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.03.2018;
- RU50509302-227 от 26.12.2014 на земельном участке N:106 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-184 от 26.12.2014 на земельном участке N:107, сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 29.12.2019, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-186 на земельном участке N:109;
- RU50509302-182 от 26.12.2014 на земельном участке N:112 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 31.12.2017;
- RU50509302-243 от 26.12.2014 на земельном участке N:112 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 29.12.2019, затем до 31.12.2020;
- RU50509302-249 от 26.12.2014 на земельном участке N:273 сроком до 19.08.2015, действие которого продлено до 29.12.2017, затем до 22.12.2019, затем до 31.12.2020.
Также, как следует из представленных сторонами документов, разрешения на строительство RU50509302-176, RU50509302-164, RU50509302-216, RU50509302-170, RU50509302-217, RU50509302-218, RU50509302-227, RU50509302-184, RU50509302-186, RU50509302-182, RU50509302-243, RU50509302-249 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 "О продлении действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной документации в 2020 году" были продлены на срок до 31.12.2021.
Определением Арбитражного суда адрес по делу N А40-235069/17-71-330 Б от 16.03.2018 в отношении ООО "Мелиор Строй" введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда адрес от 31.05.2018 в отношении должника применены правила параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы IX Закона о банкротстве; дело N А40-235069/17-71-330 Б о банкротстве ООО "Мелиор Строй" передано на рассмотрение в Арбитражный суд адрес по подсудности.
Решением Арбитражного суда адрес от 29.03.2019 ООО "Мелиор Строй" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден фио
Истец, как собственник земельных участков, обратился в Министерство жилищной политики адрес с заявлением о прекращении действий разрешений на строительство со ссылкой на вступившие в законную силу решения Гагаринского районного суда адрес, согласно которым был установлен факт отсутствия договора аренды земельных участков, заключенных между застройщиком ООО "Мелиор Строй" и собственником, однако данное требование удовлетворено не было.
Так, вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда адрес от 18.11.2020 по делу N 2а-326/2020 отказы Управления Росреестра по адрес в исправлении технических ошибок в виде записей о наличии залогов и договоров аренды в ЕГРН на принадлежащие Олешко А.Н. земельные участки были признаны незаконными. Суд обязал Управление Росреестра по адрес погасить записи о регистрации обременения в виде аренды и залога на земельные участки. Решение вступило в законную силу 24.12.2020.
Также, решением Гагаринского районного суда адрес от 28.09.2020 по делу N 2а-179/2020 отказ Управления Росреестра по адрес в исправлении технических ошибок в виде записей о наличии залогов и договоров аренды в ЕГРН на принадлежащие Олешко А.Н. земельные участки был признан незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по адрес погасить записи о регистрации обременения на земельные участки.
Основанием для принятия данных решений послужило не предоставление административным ответчиком договоров аренды или иных договоров с ООО "Мелиор Строй", на основании которых регистрирующий орган внес указанные записи.
04.05.2021 Олешко А.Н. направил заявление о проверке оснований для продления разрешений на строительство и аннулирование их в связи с отсутствием прав ООО "Мелиор Строй" на использование земельных участков. Также подавал заявления о прекращении разрешений на строительство.
В ответе от 08.07.2021 Министерством указано, что разрешения продлены на основании заявления ООО "Мелиор Строй" без предоставления уведомлений Олешко А.Н.
Законом адрес от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований адрес и органами государственной власти адрес" с 01.01.2015 полномочия по выдаче (продлению) разрешений на строительство объектов и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) на территории адрес были переданы от органов местного самоуправления Министерству строительного комплекса адрес.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве жилищной политики адрес, утвержденным Постановлением Правительства адрес от 02.10.2018 N 688/35, Министерство является правопреемником Минстроя адрес, в том числе в части исполнения указанных полномочий.
По заявлениям ООО "Мелиор Строй" Министерством внесены изменения в разрешения на строительство: - N RU50509302-164 - 29.11.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-170 - 11.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 29.12.2019 и 19.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-176 - 11.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 29.12.2019, 19.12.2021 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-243, 11.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 29.12.2016, 20.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-249 - 22.11.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 22.12.2019; 03.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-216 - 28.11.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-217 - 11.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 29.12.2019; 19.12.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-218 - 23.12.2017 внесены изменения в части продления срока действия до 29.03.2018; - N RU50509302-227 - 28.11.2019 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2020; - N RU50509302-182 - 23.12.2017 внесены изменения в части продления срока действия до 31.12.2017. Изменения в разрешение на строительство N RU50509302-188, RU50509302-186 и N RU50509302-184 Минстроем адрес и Министерством не вносились.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной документации в 2020 году", срок действия указанных разрешений на строительство продлевается на один год.
При рассмотрении заявлений ООО "Мелиор Строй" о внесении изменений в указанные разрешения на строительство объектов Министерством в рамках межведомственного взаимодействия от администрации г. адрес была получена информация о том, что работы по строительству объектов начаты, в связи с чем, Министерством не было выявлено оснований для отказа во внесении изменений в разрешения на строительство объектов. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
В соответствии с частью 21.4 статьи 51 Кодекса, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:
1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;
2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
Следовательно, решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) разрешения возможно только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований либо документов. Перечень таких оснований и документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Одновременно, суд первой инстанции учитывал, что доводы административного истца о ничтожности и недействительности договоров аренды какими-либо судебными актами не подтверждены. Представленные судебные акты касаются внесения регистрационных записей в реестр прав. Поскольку вступившего в законную силу судебного акта о признании договоров аренды недействительными суду представлено не было, постольку оснований полагать, что договоры аренды являются недействительными или прекратили свое действие оснований не имеется.
Учитывая, что в материалы дела такие документы не представлены, документов о прекращении права ООО "Мелиор Строй" на земельные участки на момент принятия административным ответчиком не были представлены, предусмотренных законом оснований для прекращения указанных административным истцом разрешений на строительство, аннулировании продления разрешений на строительство, суд не обоснованно не нашел.
Ссылки административного истца на п. 10.3 и п. 21.3 Административного регламента, суд первой инстанции верно нашел необоснованными, так как они не относятся к порядку продления срока разрешения на строительство.
Кроме того, суд учел, что определениями Арбитражного суда адрес от 02.04.2021 и от 21.04.2021 по делу N А41-47862/18 истцу запрещено распоряжение земельными участками, а также заключение договоров аренды земельных участков с другими лицами, кроме застройщика ООО "Мелиор Строй", и государственная регистрация таких договоров аренды.
Также, суд принял во внимание Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 согласно которому сроки действия разрешений продлены до 31.12.2021, при этом, продление срока не поставлено в зависимость от наличия указанных административным истцом правовых оснований. Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для признания действий Министерства жилищной политики адрес незаконными, прекращения вышеуказанных разрешений на строительство, аннулировании продления срока разрешений.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке оцененных судом доказательств, не опровергают правильности выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.