Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Черных В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-106/2022 по административному исковому заявлению Ерёмина Сергея Александровича к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве на решение Тушинского районного суда адрес от 09 февраля 2022 года, которым исковые требования удовлетворены,
УСТАНОВИЛА:
административный истец фио обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве, в котором просил признать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации права собственности от 27.10.2021; обязать устранить в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов, путем государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое одноэтажное кирпичное здание, 1955 года постройки, площадью 601, 8 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0004015:1044, расположенного по адресу: адрес, Южное Тушино, адрес.
Требования мотивированы тем, что на основании договора целевого займа, заключенного 27.03.2018 между истцом (кредитор) и фио "Детско-юношеская спортивная школа "Гераклион" (прежнее наименование - фио "Детско-юношеская спортивная школа "Старт") (заемщик), фио в счет исполнения обязательств заемщика, возникших по исполнительному листу, 28.03.2018 перечислил на депозитный счет ОСП по адрес ГУ ФССП России по Москве денежные средства в размере сумма В связи с тем, что заемщик не имел возможности произвести возврат займа истцу, 15.09.2020 между ними заключено соглашение об отступном, в соответствии с которым заемщик передал кредитору в счет возврата долга нежилое одноэтажное кирпичное здание, 1955 года постройки, площадью 601, 8 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0004015:1044, расположенное по адресу: адрес, Южное Тушино, адрес, кадастровой стоимостью сумма, а также по дополнительному соглашению от 21.10.2021 - земельный участок с кадастровым номером 77:08:0004015:27, на котором располагается здание. 27.10.2021 административный ответчик приостановил государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество, поскольку не представлен документ, подтверждающий перечисление суммы займа по договору от 27.03.2018. При этом данное решение, по мнению истца, является незаконным, поскольку ответчику было представлено платежное поручение о перечислении Ерёминым С.А. денежных средств на депозитный счет ОСП по адрес ГУ ФССП России по Москве, которое и является документом, подтверждающим предоставление суммы займа.
Решением Тушинского районного суда адрес от 09 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителей административного истца и заинтересованного лица, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших об отложении судебного разбирательства, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Ерёмина С.А.
При этом, суд исходил из того, что 27 марта 2018 года между истцом (займодавец) и фио "Детско-юношеская спортивная школа "Гераклион" (прежнее наименование - фио "Детско-юношеская спортивная школа "Старт") (заемщик) заключен договор целевого займа N АНО2703 (л.д. 38-40).
Согласно условиям договора, займодавец передает заемщику денежные средства в размере сумма, а заемщик обязуется вернуть сумму займа и причитающиеся проценты в размере и сроки, установленные договором.
Целью выдачи займа являлось исполнение фио "Детско-юношеская спортивная школа "Гераклион" требований, содержащихся в исполнительном документе (исполнительном листе N ФС N 010166423 от 12.02.2018, выданного Тушинским районным судом адрес по делу N 2-2348/2017 по иску фио о взыскании задолженности с фио "Детско-юношеская спортивная школа "Старт").
28 марта 2018 года договор займа был исполнен Ерёминым С.А. путем оплаты в адрес УФК по адрес (ОСП по Северо-Западному адрес по Москве л/с 05731D07960) в рамках погашения долга фио "ДЮШС "Гераклион" по исполнительному N ФС 01066423 от 12.02.2018, выданному Тушинским районным судом адрес по делу N 2-2348/2017 (л.д. 42).
16 апреля 2019 года между Ерёминым С.А. и фио "ДЮШС "Гераклион" заключено дополнительное соглашение к договору целевого займа от 27.03.2018 N АНО2703, согласно которому установлена процентная ставка за пользование займом (л.д. 41).
В связи с тем, что фио "ДЮШС "Гераклион" не имело возможности произвести возврат займа, между административным истцом и фио "ДЮШС "Гераклион" заключено соглашение об отступном к договору целевого займа от 15.09.2020.
Предметом данного соглашения об отступном являлось полное прекращение обязательств фио "ДЮШС "Гераклион" по договору целевого займа от 27.03.2018 N АНО2703 в редакции дополнительного соглашения от 16.04.2019 предоставлением отступного в порядке и на условиях, определенных соглашением.
Предметом отступного по займу между сторонами являлось обязательство, по которому предоставляется отступное - сумма основного долга сумма, сумма начисленных процентов сумма, срок исполнения обязательства 29.03.2020. Имущество, передаваемое в качестве отступного - нежилое одноэтажное кирпичное здание, 1955 года постройки, площадью 601, 8 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0004015:1044, расположенное по адресу: адрес, Южное Тушино, адрес, с кадастровой стоимостью сумма (л.д. 43, 44).
Здание принадлежит фио "ДЮШС "Гераклион" на праве собственности, государственная регистрация права N 77-01/08-008/2001 от 14.08.2001.
21 октября 2021 года между Ерёминым С.А. и фио "ДЮШС "Гераклион" заключено дополнительное соглашение к соглашению об отступном от 15.09.2020, согласно которому дополнено указание на земельный участок, на котором располагается здание (кадастровый номер 77:08:0004015:27) (л.д. 66).
На основании данных документов фио и фио "ДЮШС "Гераклион" обратились в Управление Росреестра по адрес для проведения регистрации права собственности на здание за Ерёминым С.А.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора перечислен в ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
27 октября 2021 года административный ответчик уведомлением
N КУВД-001/2021-43680690/1 приостановил государственную регистрацию перехода права собственности, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие перечисление сумм займа на расчетный счет (л.д. 20, 21).
В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 названного закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации в своей правовой позиции (в частности, кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2019 N 25-КА19-5) государственная регистрация права на недвижимое имущество является юридическим актом, принимаемым в целях признания и подтверждения, а также информирования третьих лиц об уже возникшем праве определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, а не действием государственного органа, порождающим такое право либо его ограничение.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что должностное лицо регистрирующего органа не наделено федеральным законом полномочиями на проверку действительности сделки, такие полномочия возложены на суд в установленном процессуальном порядке. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у административного ответчика не имелось оснований для приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество по изложенным в уведомлении основаниям.
Таким образом, оспариваемое истцом решение признано судом первой инстанции незаконным, и на ответчика возложена обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимого имущества. Сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество определены Законом N 218-ФЗ.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Кроме того, в обоснование требований апелляционной жалобы не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда адрес от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.