Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре Овчинниковой Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-332/2022 по административному исковому заявлению Корох Инны Олеговны, в интересах несовершеннолетней фио, паспортные данные, к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в ГБОУ Школа адрес N 547
по апелляционной жалобе административного истца Корох И.О. на решение Мещанского районного суда адрес от 27 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Корох И.О. обратилась в суд в интересах своей несовершеннолетней дочери фио, паспортные данные, к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в ГБОУ Школа адрес N 547, указав на то, что 04 августа 2021 года она зарегистрирована для поступления в детский сад, однако до настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено.
Решением Мещанского районного суда адрес от 27 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, поскольку считает выводы суда необоснованными.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Корох И.О, являясь матерью фио, паспортные данные, в установленном порядке на интернет ресурс автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" 07 декабря 2017 года подала заявление на зачисление фио, паспортные данные, в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление Корох И.О. принято и ему присвоен номер 4510 0022 6851 0460 от 07 декабря 2017 года, фио зарегистрирована в электронную очередь для поступления в дошкольное образовательное учреждение.
Заявителем указано желаемое дошкольное образовательное учреждение: ГБОУ адрес "Школа N 547".
Из сведений интернет ресурса автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" следует, что фио предоставлено место в ГБОУ "ЦОИС" Москва-98". Из электронной очереди для поступления в дошкольное образовательное учреждение фио не исключена.
Административный истец указала в судебном заседании, что желаемый год для поступления в ДОУ 2021/2022.
Как пояснил представитель административного ответчика: в заявлении о зачислении для поступления в ДОУ указан желаемый год поступления 2023/2024, поскольку административный истец отказалась от предложенных Департаментом ДОУ для посещения ребенка, в связи с чем, желаемый год поступления автоматически отодвинулся.
Материалами дела подтверждено, что у административного истца имеются все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенка требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В связи с этим у Департамента образования и науки адрес возникла обязанность обеспечить ребенка административного истца местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования в указанном желаемом для поступления 2021/2022 учебном году.
Оценив доводы сторон и представленные доказательств, суд первой инстанции не установилнезаконного бездействия Департамента образования и науки адрес, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении фио, паспортные данные, поскольку заявление матери ребенка принято; ребенок зарегистрирован для получения места в дошкольном образовательном учреждении; в настоящее время ребенку предоставлено место в ГБОУ "ЦОИС "Москва-98"; также ребенку административного истца предлагались места в ГБОУ Школа 1532 и ГБОУ Школа N 1212, от которых административный истец отказалась ввиду территориальной удаленности ДОУ.
На дату судебного заседания ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди для получения места в группе полного дня в выбранном дошкольном образовательном учреждении, на данный момент ребенок посещает группу временно на не полный день до 12:00 и сроком до 31 мая 2023 г. в саду.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В пункте 1 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона определено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В силу ч. 4 ст. 10 Закона адрес от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в адрес", органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в адрес участвуют в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий адрес.
Во исполнение указанных положений законодательства Департаментом образования адрес утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес, в соответствии с которыми определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на соответствующий учет.
В соответствии с п. 5 указанных Временных правил, на основании заявлений родителей (законных представителей) формируется единый электронный реестр заявлений по каждой отдельной образовательной организации по учебным годам с учетом данных о дате поступлении ребенка, возрастной группе на момент начала учебного года, льготах и даты постановки ребенка на учет.
В соответствии с разделом 7 указанных Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет установленных Временными правилами приоритетов, в соответствии с которыми приоритет при удовлетворении потребности в дошкольном образовании перед зарегистрированными по месту пребывания детьми имеют дети, проживающие по тому же адресу, относящемуся к конкретному образовательному учреждению.
В силу ст. 10 Закона адрес от 10.03.2004 N 14 "Об общем образовании в адрес" количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами адрес, при этом гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное или муниципальное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.
Таким образом, исполнение Департаментом образования адрес обязанности по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования в той или иной образовательной организации поставлено в том числе, в зависимость от наличия в такой организации свободных мест.
Учитывая отсутствие свободных мест в указанных заявителем дошкольных образовательных учреждениях, а также в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка, то бездействие административного ответчика отсутствует.
Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.
Кроме того, исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Однако такая необходимая совокупность отсутствует.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела фио зарегистрирована в электронной очереди для получения места в группе полного дня в выбранном дошкольном образовательном учреждении, на данный момент ребенок посещает группу Школы N 547 временно на не полный день до 12:00 и сроком до 31 мая 2023 г. в саду. Со стороны Департамента были предприняты все необходимые действия, заявителю было предложено три альтернативных места, на ребенка выделена квота, как только освободится место в группе на полный день, то ребенка переведут на основании заявления Корох И.О. В связи с чем, на момент рассмотрения настоящего дела нарушения прав административного истца отсутствуют.
Доводов относительно конкретного нарушения прав административного истца не приведено; доказательств наступления для административного истца неблагоприятных последствий в результате оспариваемого бездействия, не представлено.
В то время как обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов в соответствии со ст. 62, 226 КАС РФ лежит в данном случае на административном истце.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.