Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-1349/2021 по апелляционной жалобе административного истца Саласина В.Л. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17.11.2021, которым постановлено:
отказать Саласину Владимиру Леонидовичу в удовлетворении требований к ФСИН России о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации,
УСТАНОВИЛА:
Саласин В.Л. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по созданию соответствующих условий для надлежащей деятельности Медицинской части N 5 ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, нарушающим условия содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации в размере сумма
В обоснование требований указал на то, что ФСИН России не предпринимает меры по созданию соответствующих условий надлежащей деятельности Медицинской части, вследствие чего отсутствует стационар и физио-терапевтическое оборудование, нет ни одного практикующего врача. Поэтому с 06.10.2020 при наличии заболеваний он не был принят и обследован врачом общей практики, профильными специалистами. Тем самым ему причинены нравственные страдания.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Условия содержания подозреваемых, подсудимых, осужденных регулируется Федеральным законом Российской Федерации N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (далее - Правила).
ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения (пп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России).
В соответствии с абз. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285).
Организация медицинской помощи осужденным, а также контроль качества ее оказания и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России; ведомственный контроль установлен в зависимости от принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения (п. 3 указанного Порядка).
Согласно частям 1, 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с пунктом 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Саласиным В.Л. административных исковых требований.
Как установлено в судебном заседании, Саласин В.Л. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес.
Согласно Уставу, утвержденного приказом ФСИН России от 28.04.2011 N 263, ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес является учреждением уголовно - исполнительной системы, исполняющим уголовное наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно справке, предоставленной УФСИН России по адрес, медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение на территории адрес осуществляется ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России (п. 2.1 Устава, утв. приказом ФСИН России от 01.04.2015 N 320).
В состав Учреждения в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят филиалы, которые дислоцированы на территории учреждений УФСИН России по адрес. На адрес ИК-7 УФСИН России по адрес дислоцирован филиал "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России.
В соответствии с Положением о филиале "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, утвержденным приказом ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России от 18.03.2020 N 22, филиал "Медицинская часть N 5" является структурным подразделением ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России и осуществляет оказание медицинской помощи осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес, и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических норм и правил.
В период содержания Саласина В.Л. ему осуществлялось динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера (пункт 31 Порядка).
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 N 252н устанавливает правила возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты.
На основании данного приказа ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России от 27.01.2021 N 3 (до 27.01.2021 действовал приказ N 57 от 25.10.2018) на фельдшеров ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, в том числе фельдшеров филиала "Медицинская часть N 5" возложены функции лечащего врача при оказании первичной медико-санитарной помощи.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом ФСИН России от 09.08.2021 N 494 филиал "Медицинская часть N 5" имеет следующие штатные единицы: начальник филиала - врач - 1 шт.ед, врач-терапевт - 1 шт.ед, фельдшер - 2 шт.ед, медицинская сестра 5 шт.ед, медицинская сестра процедурной - 1 шт.ед, врач-стоматолог - 1 шт.ед, зубной врач 0, 5 шт.ед, врач-рентгенолог - 0, 5 шт.ед, рентгенолаборант - 0, 5 шт.ед, заведующий аптекой 1 шт.ед.
Кроме того, приказом ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России от 06.03.2020 N 19 утверждены состав выездной медицинской (врачебно-сестринской) бригады из числа сотрудников и работников ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России и положение об организации деятельности данной бригады. Выездная медицинская (врачебно-сестринская) бригада создана для оказания первичной врачебной и специализированной медико-санитарной помощи лицам, подозреваемым и осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по адрес, расположенных на значительном удалении от филиала "Больница" и государственных учреждения здравоохранения.
В 2020, 2021 в ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес выезжали медицинские (врачебно-сестринские) бригады. Саласин В.Л. в период содержания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес находился под динамическим наблюдением врачей и фельдшеров ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, осматривался при обращении медицинскими работниками филиала "Медицинская часть N 5", получал рекомендованное медикаментозное лечение.
Факт оказания медицинской помощи надлежащими специалистами подтверждается справкой начальника филиала МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-71 фио Маркова от 21.09.2021.
Суд первой инстанции указал, что утверждение Саласина В.Л. о том, что в филиале "Медицинская часть N 5" работают не квалифицированные специалисты не соответствует действительности.
Все медицинские работники ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, в том числе филиала "Медицинская часть N 5" регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации, у всех имеются действующие сертификаты.
Доводы Саласина В.Л. о том, что за все время нахождения в ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес он не был обследован профильными врачами специалистами, суд отклонил, так как Саласин В.Л. находится под динамическим наблюдением медицинского персонала филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России с диагнозом: Распространенный остеохондроз позвоночника с болевым и мышечно-тоническим синдром. Последствие закрытой травмы позвоночника с ушибом корешков конского хвоста, хроническое рецидивирующее течение. Энцефалопатия смешанного генеза с когнитивными и поведенческими нарушениями. Частично тромбированная артериальная аневризма левой средней мозговой артерии (по данным КТ). Артериальная гипертензия 2 ст, 3 ст, риск 4. Хронический гастрит. Полиартрит коленных суставов. Ос. Саласину В.Л. проводились лабораторные и инструментальные исследования, консультации врачей- специалистов МСЧ-71: невролога, фтизиатра, терапевта, психиатра. Назначалось лечение в амбулаторных условиях.
06.10.2020 этапирован в ИК-7, при поступлении взят под наблюдение медицинским персоналом филиала "Медицинская часть N 5" МСЧ-71 по поводу имеющихся заболеваний. 07.10.2020 осмотрен начальником медчасти с жалобами на головную боль. При измерении АД-160/100 мм.рт.ст, ЧСС- 75 уд. в мин. Вынесено заключение: Артериальная гипертензия 2 ст, 3 ст, риск 4, назначена гипотензивная терапия.
В ноябре 2020 года получал противовоспалительные и спазмолитические препараты с диагнозом: остеохондроз поясничного отдела позвоночника.
14.01.2021 получал гипотензивную терапию по поводу повышенных цифр АД (150/100 мм.рт.ст.).
21.01.2021 ос. Саласин В.Л. был на приеме у начальника филиала "Медицинская часть N 5" МСЧ-71 по вопросу освидетельствования в бюро МСЭ. Начальником медчасти были даны разъяснения по данному вопросу.
28.01.2021 осмотрен начальником медчасти с жалобами на боли в спине, головные боли. Было измерено давление, выполнено ЭКГ, взят анализ крови, мочи, сделан рентген шейного отдела позвоночника, грудного отдела позвоночника, пояснично-крестового отделов позвоночника. Также сделано УЗИ щитовидной железы, почек, ЭФГЛС, получена консультация окулиста, психиатра.
Для уточнения необходимых методов обследования для проведения ВК и направления в БМСЭ документы были доставлены в БМСЭ адрес на консультацию. Устно сотрудником БМСЭ были даны разъяснения о следующих необходимых обследованиях и консультациях для первичного освидетельствования в БМСЭ о наличии признаков стойкой утраты нетрудоспособности, а именно: РКТ шеи, поясничного отдела позвоночника, ЭМГ с верхних и нижних конечностей, консультацию нейрохирурга (нейротравматолога) с последующим проведением ВК.
В динамике истец продолжал симптоматическую терапию курсами по рекомендациям врачей-специалистов филиала "Больница", согласно выписному эпикризу от июня 2021 года.
23.09.2021 был этапирован в диагностический центр ГУ ТО "Тульская областная клиническая больница" для проведения электромиографии и была проведена консультация нейрохирурга.
Как указал суд первой инстанции в своем решении, Саласину В.Л. оказывалась медицинская помощь в полном объеме, поэтому его доводы являются несостоятельными. ФСИН России исполнял свои обязанности надлежащим образом, бездействия не допущено.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ оснований для удовлетворения требований, при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, в связи с чем, судом первой инстанции обосновано было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.