Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Волчковой А.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 4609/2023 по административному исковому заявлению Смирновой Оксаны Геннадьевны об оспаривании постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП",
УСТАНОВИЛ:
15 апреля 2022 года Правительством Москвы принято постановление N 589-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП". Постановление опубликовано в официальном издании "Вестник Москвы", N 22, 19.04.2022г.
Данным постановлением утверждены следующие нормативные положения:
1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 3 октября 2017 г. N 730-ПП, от 8 ноября 2017 г. N 827-ПП, от 12 декабря 2017 г. N 1009-ПП, от 6 февраля 2019 г. N 60-ПП, от 27 марта 2019 г. N 258-ПП, от 26 декабря 2019 г. N 1855-ПП, от 11 февраля 2020 г. N 87-ПП, от 15 декабря 2020 г. N 2215-ПП, от 21 сентября 2021 г. N 1455-ПП, от 23 ноября 2021 г. N 1830-ПП), дополнив пункт 4.3.1 приложения к постановлению абзацем в следующей редакции:
"При этом количество комнат в освобождаемом жилом помещении учитывается на дату ввода многоквартирного дома, включенного в Программу реновации, в эксплуатацию. Дата ввода многоквартирного дома в эксплуатацию определяется на основании копии разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (копии документа, содержащего информацию о дате начала эксплуатации многоквартирного дома) либо сведений о разрешении на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (сведений о документе, содержащем информацию о дате начала эксплуатации многоквартирного дома).".
2. Установить, что действие пункта 4.3.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" (в редакции настоящего постановления) распространяется на граждан, с которыми договор социального найма в отношении равнозначного жилого помещения или договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, не был заключен в установленном Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" порядке на день вступления в силу настоящего постановления.
Административный истец Смирнова О.Г. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривает указанное выше постановление Правительства Москвы ввиду его противоречия статье 7.3 Закона РФ от 15 апреля 1993 года "О статусе столицы Российской Федерации", статье 4 Закона города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", указывая, что принятым постановлением лишается права на получение равнозначного жилого помещения.
В судебном заседании представителем Правительства Москвы заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, мотивированное тем, что имеется вступившее в силу решение Московского городского суда, которым проверен оспариваемый нормативный правовой акт. Представители административного истца возражали против удовлетворения ходатайства. Прокурор полагала возможным прекратить производство по делу в части.
Рассмотрев ходатайство о прекращении производства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 КАС РФ). В случае когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции.
Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть, нормативный правовой акт или его часть проверялись Судом по интеллектуальным правам в части, относящейся к сфере интеллектуальных прав). В случае, если решение суда по другому делу, которым оспариваемый правовой акт признан недействующим, не вступило в законную силу, суд, рассматривающий дело, вправе приостановить производство по нему до вступления данного решения в законную силу (пункт 4 части 1 статьи 190 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 143 АПК РФ).
Установлено, что 26 мая 2022 года вынесено решение Московского городского суда по делу N 3а-2032/2022, которым проверен пункт 2 постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП". В удовлетворении административного иска отказано, решение вступило в законную силу.
Таким образом, оспариваемое в настоящем деле положение пункта 2 постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП уже являлось предметом проверки и повторному рассмотрению не подлежит независимо от того, что по настоящему делу Смирновой О.Г. могут быть заявлены дополнительные доводы, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
При этом, из содержания решения Московского городского суда по административному делу N 3а-2032/2022 видно, что в нем административным истцом приводились доводы, аналогичные доводам Смирновой О.Г. о противоречии нормативного правового акта статье 7.3 Закона РФ от 15 апреля 1993 года "О статусе столицы Российской Федерации", статье 4 Закона города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", положениям Жилищного кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по административному делу N 3а- 4609/2023 по административному исковому заявлению Смирновой Оксаны Геннадьевны об оспаривании постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП" в части пункта 2 постановления.
Руководствуясь статьями 128, 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по административному делу N 3а- 4609/2023 по административному исковому заявлению Смирновой Оксаны Геннадьевны об оспаривании постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП" в части пункта 2 постановления.
Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.