Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4700/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Саммит" об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Саммит" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) от 18 января 2023 года N 21/23 об отказе в пересчете кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1030 (далее - Здание); обязать Учреждение устранить допущенные нарушения, исправить допущенную при определении кадастровой стоимости Здания по состоянию на 01 января 2021 года ошибку в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", пересчитать кадастровую стоимость, определив ее в размере 10 407 947 465, 28 руб. (с учетом экспертного исследования, на основании которого установлена кадастровая стоимость Здания по состоянию на 01 января 2018 года судебным актом в размере 9 601 427 551 руб.).
В обоснование требований административный истец указал на то, что является собственником Здания; уплачивает налог на имущество организаций в отношении данного объекта недвижимости, исходя из его кадастровой стоимости.
В 2021 году административный ответчик провел государственную кадастровую оценку, в том числе Здания; по ее результатам его кадастровая стоимость установлена по состоянию на 01 января 2021 года в размере 12 201 743 454, 39 руб.
При определении кадастровой стоимости на 01 января 2021 года Здание было отнесено к оценочной группе 15, подгруппе 15.8 "объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
Административный истец указывает на то, что по состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость Здания установлена вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 20 июля 2020 года на основании экспертного заключения в размере 9 601 427 551 руб, но указанная кадастровая стоимость в расчете, вопреки методологии, не применена; использована кадастровая стоимость Здания по состоянию на 01 января 2016 года, установленная решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21 декабря 2017 года на основании отчета об определении рыночной стоимости от 29 сентября 2017 года N 38-06/17 в размере 10 425 312 000 руб.
Не согласившись с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об исправлении ошибки; 18 января 2023 года Учреждением принято оспариваемое решение, которым организации отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что ошибок не выявлено.
Административный истец полагает, что при отнесении объекта недвижимости к указанной оценочной подгруппе административному ответчику следовало учесть стоимость объекта недвижимости на 01 января 2018 года как наиболее близкую к стоимости на 01 января 2021 года, исходя из тенденций рынка недвижимости и в соответствии с действующей методологией.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, возражений не представили; на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца, Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (ст.ст. 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона N 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1 и 2 части 2 названной статьи Закона N 237-ФЗ).
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства, земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником Здания; уплачивает налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость Здания по состоянию на 1 января 2016 года утверждена постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29 ноября 2016 года в размере 12 906 366 108, 02 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21 декабря 2017 года кадастровая стоимость Здания по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере рыночной стоимости на основании отчета об оценке от 29 сентября 2017 года N 38-06/17 - 10 425 312 000 руб.
По состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость Здания утверждена распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 в размере 11 259 336 873, 12 руб.
На основании вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 20 июля 2020 года кадастровая стоимость Здания по состоянию на 01 января 2018 года установлена в размере рыночной стоимости, определенной по заключению судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом ООО "Аналитик-Эксперт", выполненному в процессе судопроизводства, - 9 601 427 551 руб.
По результатам проведенной в 2021 году государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520, кадастровая стоимость Здания определена по состоянию на 01 января 2021 года в размере 12 201 743 454, 349 руб.
Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении указанной кадастровой стоимости.
Учреждением 18 января 2023 года принято оспариваемое административным истцом решение N 21/23, которым организации отказано в удовлетворении заявления о пересчете кадастровой стоимости Здания с указанием на то, что ошибок не выявлено. При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года Здание отнесено к оценочной группе 15, подгруппе 15.8 "объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" с применением индексов изменения цен во времени; использована кадастровая стоимость Здания по состоянию на 01 января 2016 года, установленная Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об оценке от 21 декабря 2017 года - 10 425 312 000 руб.
Учреждением использован метод индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен 1, 08% и 1, 0837%, соответственно (на 1 января 2018 года и 1 января 2021 года), определенных в целом по виду объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость Здания на 1 января 2021 года определена как произведение площади объекта и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года на основании вышеупомянутого отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, увеличенной на индексы изменения цен во времени с 1 января 2016 года.
Оснований полагать, что определение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года с использованием в качестве исходных данных величины рыночной стоимости, ранее определенной в отчете об оценке, выполненном в процессе оспаривания результатов определения кадастровой стоимости Здания на 01 января 2016 года, и проиндексированной по состоянию на 01 января 2018 года и 01 января 2021 года, противоречит требованиям действующего законодательства, не имеется.
В статье 4 Закона N 237-ФЗ определены принципы проведения государственной кадастровой оценки, согласно которым государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 4 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из административного искового заявления не усматривается и при рассмотрении административного дела не установлено, что оспариваемое решение Учреждения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости не соответствует каким-либо нормативным правовым актам.
Из содержания пункта 8.6. Методических указаний следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать результаты отчетов об определении рыночной стоимости, заключения экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
В связи с этим применение Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости отчета, на основании которого была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года с ее последующей индексацией, не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Аргументы административного истца о допущенных административным ответчиком нарушениях пунктов 7.2 и 7.2.4 Методических указаний признаются судом несостоятельными.
В соответствии с пунктом 7.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
1) метод статистического (регрессионного) моделирования.
2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости.
3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС).
4) метод индексации прошлых результатов.
При этом из смысла норм Методических указаний следует, что выбор метода оценки отнесен на усмотрение органа, осуществляющего определение кадастровой стоимости.
Вышеприведенным пунктом 7.2.4 Методических указаний определено, в чем заключается метод индексации прошлых результатов, и случаи его применения.
Для определения кадастровой стоимости Здания по состоянию на 1 января 2021 года, как уже указывалось выше, административным ответчиков использованы результаты иных оценок, что закреплено в пункте 8.6 Методических указаний, который является самостоятельным основанием для определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества; в рассматриваемом случае использовался метод индивидуального расчета, который предполагает в качестве исходных данных для установления кадастровой стоимости возможность использования результатов иных оценок; непосредственно метод индексации, закрепленный в пункте 7.2.4 Методических указаний, в рассматриваемом случае административным ответчиком не применялся.
При таких обстоятельствах, доводы о нарушении административным ответчиком при определении кадастровой стоимости Здания Методических указаний признаются судом ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанным на неверном толковании законодательства.
Обстоятельств того, что при проведении государственной кадастровой оценки 2021 года Учреждением были использованы недостоверные сведения о Здании (в том числе его качественных и количественных характеристиках) при рассмотрении административного дела не установлено.
Расчет кадастровой стоимости представлен в материалы дела, отвечает критериям проверяемости; информация об используемом методе, определенном в пункте 8.6. Методических указаний, и методике расчета кадастровой стоимости здания содержится в отчете об итогах государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года; на наличие в расчете арифметических ошибок административный истец не ссылается.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, административный истец не лишен права пересмотреть кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2021 года по основанию установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что оспариваемое решение принято Учреждением в пределах предоставленных полномочий в соответствии с распоряжениями Департамента городского имущества г. Москвы 29 декабря 2016 г. N 41602 и от 30.12.2020 N 46735, без нарушения требований действующего законодательства и прав административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Саммит" об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 мая 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.