Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4724/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПМ-69" о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПМ -69" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа ГБУ "Центр имущественных платежей" от 18 января 2023 года N 23/23 в пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 3989, 1 кв.м с кадастровым номером 77:08:0011001:1179, расположенного по адресу: адрес, обязании устранить допущенные нарушения, установив кадастровую стоимость здания по состоянию на 01.01.2021 в размере сумма.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанного здания.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021 года N51520
"Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес" по состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость здания определена в размере сумма.
Административный истец полагает, что при определении указанной кадастровой стоимости административным ответчиком была допущена
ошибка, поскольку при отнесении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0011001:1179 к подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессу судопроизводства" следовало учесть стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года, установленную решением Московского городского суда по административному делу N 3а-309/2021 от 10 февраля 2021 года как наиболее актуальную на момент проведения государственной кадастровой оценки на 01 января 2021 года. С применением индекса цен +8, 4% стоимость объекта недвижимости следовало установить в размере сумма.
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 18 января 2023 года N 23/23 заявителю в перерасчете кадастровой стоимости было отказано.
Административный истец считает отказ незаконным, поскольку
решение не содержит обоснования для отказа в перерасчёте кадастровой стоимости, при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были нарушены положения пункта 8.6. Методических указаний о государственной кадастровой оценке, что привело к ошибке, повлекшей ее определением в завышенном размере.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители Департамента городского имущества адрес, Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей " просили в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 22 статьи 21 названного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.
Судом установлено, что обществу с ограниченной ответственностью "ПМ-69" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 3989, 1 кв.м с кадастровым номером 77:08:0011001:1179, расположенное по адресу: адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 1 января 2021 года" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2021 года утверждена в размере сумма.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 10 февраля 2021 года по делу N 3а-309/2021, по состоянию на 1 января 2018 года установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0011001:1179, в размере его рыночной стоимости, равной сумма.
Административной истец 27 декабря 2022 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорного помещения.
В ответе ГБУ "Центр имущественных платежей" от 18 января 2023 года административному истцу в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости отказано.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки
в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития
России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания, определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов, последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных обшей методологией): затратного, сравнительного и доходного.
Пунктом 2.4 Методических указаний предусмотрено, что в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Методические указания не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов при определении кадастровой стоимости на новый период.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных
для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства данных объектов недвижимости), в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости. Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний индексы рассчитываются самостоятельно на основании соотношения кадастровых стоимостей, полученных по итогам государственных кадастровых оценок, в порядке приоритета: по подгруппе, группе, в целом по виду объектов недвижимости, а также на основании данных рынка недвижимости.
Как пояснил в судебном заседании представитель ГБУ "Центр имущественных платежей", объект недвижимости с кадастровым номером 77:08:0011001:1179 по состоянию на 01.01.2021 был отнесен в подгруппу 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на01.01.2021 была определена как произведение площади объекта недвижимости и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной по состоянию на 01.01.2016, увеличенного на индекс изменения цен между датой определения кадастровой стоимости в размере рыночной и датой проведения тура государственной кадастровой оценки.
Индекс изменения цен с 01.01.2016 по 01.01.2018 определен в размере "1, 08", с 01.01.2018 по 01.01.2021 в размере "1, 0837" (сводный индекс составил 1, 170). Методология расчета индекса изменения цен от 01.01.2016 к 01.01.2018 представлена в Отчете N 1/2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории адрес по состоянию на 01.01.2018". Методология расчета индекса перехода от 01.01.2018 к 01.01.2021 представлена в Отчете N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01.01.2021".
В пункте 4.1 Методических указаний закреплено, что для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор и анализ информации о рынке объектов недвижимости, а также анализ информации, не относящейся непосредственно к объектам недвижимости, но влияющей на их стоимость, в том числе:
1) информации об экономических, социальных, экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объектов недвижимости;
2) информации о рынке объектов недвижимости, в том числе о сделках (предложениях) на рынке объектов недвижимости, включая информацию о факторах, влияющих на цены и объем сделок (предложений);
3) иной информации, необходимой для определения стоимости объектов недвижимости в рамках различных подходов к оценке.
На основании проведенного анализа рынка объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценки Учреждением было установлено, что для определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, максимально приближенной к его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021, в качестве исходных данных необходимо использовать результаты судебной оценочной экспертизы по состоянию на 01.01.2016 с обязательной индексацией на дату определения кадастровой стоимости.
Суд считает, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствует требованиям Закона о государственной кадастровой оценке и положениям Методических указаний, и оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Доводы представителя административного истца о неправомерном индексировании рыночной стоимость на 01.01.2016 гола является необоснованными, направлены на неверное толкование норм материального права поскольку Методические указания не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации с учетом кадастровой стоимости, определенный за предыдущий период.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ПМ-69" о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.