Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4740/2023 по административному исковому заявлению адрес о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
адрес обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, указывая на то, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003027:2867, площадью 13 118, 8 кв. м, расположенного по адресу: адрес, помещение 2/1.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" в размере 1 249 870 580, 91 руб.
27 декабря 2022 года административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, указав, что в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости в качестве исходных данных в рамках индивидуального расчета необходимо руководствоваться актуальными сведениями о рыночной стоимости нежилого помещения, установленной апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года в размере 847 496 589 руб. и, применив к названной кадастровой стоимости индекс цен +8, 4%, установить ее в размере 918 686 302, 48 руб.
Решением Учреждения от 18 января 2023 года N 24/23 в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости отказано.
Административный истец просит признать незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 18 января 2023 года N 24/23 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003027:2867 и обязать Учреждение произвести перерасчет кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, определив ее в размере 918 686 302, 48 руб.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители ГБУ "Центр имущественных платежей" и Департамента городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемое решение является законным, соответствует действующим нормативным правовым актам, права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушает.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и ППК "Роскадастр" не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении административного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона N 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что адрес является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:2867, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Из объяснений сторон, материалов дела, усматривается, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003027:2867, расположенного по адресу: адрес, помещение 2/1, по состоянию на 1 января 2016 года утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП в размере 1 357 138 154, 56 руб.
Решением от 14 ноября 2017 года N 61-27210/2017, принятым Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 года N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве (далее - Комиссия), кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года установлена равной рыночной на основании отчета об оценке от 27 июля 2017 года N 33-06/17, выполненного оценщиком фио, в размере 1 067 904 000 руб.
Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, земельных участков, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии с указанным правовым актом кадастровая стоимость спорного нежилого помещения установлена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 153 336 284, 68 руб.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года на основании заключения судебной оценочной экспертизы от 31 июля 2020 года, выполненного экспертом ООО "Икс-Групп Корпорейшн", установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003027:2867 по состоянию на 1 января 2018 года, равной рыночной, в размере 847 496 589 руб.
По состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003027:2867 распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в городе Москве" утверждена в размере 1 249 870 580, 91 руб.
Не согласившись с указанной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Решением Учреждения от 18 января 2023 года N 24/23 в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости адрес отказано.
Из названного решения Учреждения следует, что при проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года объект недвижимости отнесен к подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", расчет кадастровой стоимости объекта осуществлялся на основании иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, с применением индексов изменения цен во времени.
Действующее законодательство о кадастровой оценке связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости для проведения такой оценки.
При этом недостатки государственной кадастровой оценки могут быть устранены, в том числе, путем исправления ошибок в порядке статьи 21 Закона N 237-ФЗ, под которыми понимается несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Из указанной нормы следует, что для установления методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие на дату оценки 1 января 2021 года, утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
В рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.4 Методических указаний).
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года определена как произведение площади объекта недвижимости и удельного показателя кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной по состоянию на 1 января 2016 года, на основании оценки рыночной стоимости этого объекта недвижимости, увеличенной на индекс изменения цен во времени с 1 января 2016 года. Как следует из решения Комиссии от 14 ноября 2017 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:2867 по состоянию на 1 января 2016 года установлена равной рыночной стоимости в размере 1 067 904 000 руб. на основании отчета об оценке от 27 июля 2017 года N 33-06/17, выполненного оценщиком фио
Таким образом, определение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2021 года с использованием в качестве исходных данных величины рыночной стоимости, ранее определенной на основании отчета об оценке по состоянию на 1 января 2016 года и проиндексированной по состоянию на 1 января 2018 года и 1 января 2021 года, не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25 (Производство по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости). Указанные положения Кодекса применимы при оспаривании решений бюджетного учреждения по результатам рассмотрения обращений об исправлении кадастровых ошибок.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, из административного искового заявления не усматривает, каким нормативным правовым актам не соответствует решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 18 января 2023 года N 24/23 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний при проведении государственной кадастровой оценки для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Из содержания вышеназванного пункта следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок. В связи с этим применение Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости результата судебной экспертизы, которой установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года с ее индексацией по состоянию на 1 января 2018 года и 1 января 2021 года не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки в 2021 году.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Обстоятельств того, что при проведении государственной кадастровой оценки Учреждением использованы недостоверные сведения о спорном объекте недвижимости, при рассмотрении данного административного дела не установлено.
При этом, вопреки доводам административного истца, как следует из материалов дела, метод индексации прошлых результатов, предусмотренных пунктом 7.2.4 Методических указаний, используемый в рамках сравнительного подхода, Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:2867 не применялся.
Следует также отменить, что административный истец вправе обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 18 января 2023 года N 24/23 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права административного истца, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления адрес отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 31 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.