Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Волчковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4844/2023 по административному исковому заявлению ЗАО "Торгово-Экипировочный центр "Олимп" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 01 февраля 2023 года N 57/23, обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 01 февраля 2023 года N 57/23 об отказе в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2021 года, обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" исправить допущенную ошибку, приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 01 января 2018 года рыночную стоимость нежилого помещения в размере 598 946 000 рублей.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере 883 540 372, 8 рублей. По мнению административного истца, в процессу определения кадастровой стоимости была допущена методологическя ошибка, поскольку кадастровая стоимость объекта подлежала определению исходя их отнесения его к иной оценочной подгруппе. Согласно отчету N 1/201 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - земли населенных пунктов), расположенных на территории города Москвы по состоянию на 01 января 2021 года" объект недвижимости административного истца отнесен к оценочной подгруппе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)". При этом ранее административный истец оспаривал кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года, решением Московского городского суда от 04 декабря 2019 года с учетом изменений, внесенных апелляционным определением от 23 июля 2020 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в размере 598 946 000 рублей на основании проведенной по делу судебной экспертизы. При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, спорный объект недвижимости при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021 года должен был быть отнесен к оценочной подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессу судопроизводства".
По мнению административного истца, ГБУ нарушен принцип единства методологии для оценки схожих объектов недвижимости, в результате чего кадастровая стоимость объекта недвижимости оказалась завышенной.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменных пояснений. Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 Постановления Пленума N 28).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
К полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки относится в том числе рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ определено, что ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
На основании части 5 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
Судом установлено, что административный истец является собственником помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ----. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере 883 540 372, 8 рублей.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.
При проведении государственной кадастровой оценки объект недвижимости
с кадастровым номером --- на основании письма Департамента экономической политики и развития города Москвы от 25.03.2021N ДПР-3-1945/21-1 отнесен к группе 4 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", подгруппе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения" (основная территория)".
Расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 4.1. "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)" осуществлялся с применением метода статистического (регрессионного) моделирования, который основан на построении статистической модели оценки. Под статистической моделью оценки понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы объектов недвижимости).
Описание методологии и процесса оценки приведено в разделе 3.6 Тома 3 Отчета
N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021"
и в разделе 3.7.4.1 Тома 4 Отчета.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
- метод статистического (регрессионного) моделирования;
- метод типового (эталонного) объекта недвижимости;
- метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС);
- метод индексации прошлых результатов.
Пунктом 7.2.4 Методических указаний предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машиномест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машиномест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний. Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применения такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 4.1 Методических указаний закреплено, что для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор и анализ информации о рынке объектов недвижимости, а также анализ информации, не относящейся непосредственно
к объектам недвижимости, но влияющей на их стоимость, в том числе:
1) информации об экономических, социальных, экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объектов недвижимости (далее - информация о внешней среде объектов недвижимости);
2) информации о рынке объектов недвижимости, в том числе о сделках (предложениях)
на рынке объектов недвижимости, включая информацию о факторах, влияющих на цены и объем сделок (предложений);
3) иной информации, необходимой для определения стоимости объектов недвижимости
в рамках различных подходов к оценке.
В соответствии с пунктом 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
В соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020 N П/028 "Об утверждении требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки" в расчетную главу основной части отчета включаются следующие сведения: обоснование выбора подходов, методов и моделей оценки, использованных для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости методами массовой оценки; информация об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках индивидуального расчета. Также в приложение "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости" включаются в том числе сведения о способе определения кадастровой стоимости (массово или индивидуально) с указанием моделей, подходов, методов, использованных при определении кадастровой стоимости (для каждого объекта недвижимости).
В Методических указаниях отсутствует информация к какому способу, подходу, методу оценки и модели относится расчет кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.6 Методических указаний. Таким образом, способ определения кадастровой стоимости (массово или индивидуально), модель, подход, метод расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.6 Методических указаний определялся работниками Учреждения, непосредственно осуществивших определение кадастровой стоимости, на основании принципа наиболее близкого по смыслу с пунктом 8.6 Методических указаний способа, модели, подхода и метода расчета.
При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости включенных
в подгруппу 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов
об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а так же заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" Учреждением использован способ индивидуальной оценки в рамках затратного подхода, основанного на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости с использованием метода, основанного на индексации иных оценок и отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
При принятии решения об использовании иных оценок при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости проводился анализ отчетов об оценке и заключений экспертов на соответствие законодательству об оценочной и экспертной деятельности, а также на соответствие рыночной стоимости уровню рыночных цен на аналогичные объекты недвижимости.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости
с кадастровым номером --- Учреждением принято решение о невозможности использования заключения эксперта от 30.08.2019 N --- и дополнительной судебной оценочной экспертизы от 03.07.2020 ---, выполненных экспертами ООО "Городская коллегия оценщиков".
Выбор как метода оценки, так и результата иной оценки, применяемых при расчете, предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, что не нарушает принципов государственной кадастровой оценки, предусмотренных ст. 4 Закона О государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Согласно п. 22 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке в случае принятия решения об отказе в исправлении ошибок в таком решении должны быть приведены все основания его принятия, в том числе с указанием страниц (разделов) отчета, содержащих информацию о том, что при оценке конкретного объекта недвижимости указанные в заявлении ошибки не были допущены.
Решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости от 09.03.2023 N 149/23 принято уполномоченным органом с соблюдением установленного законом срока, содержит основания его принятия, не нарушает прав или законных интересов административного истца, поскольку такой отказ не лишает административного истца права на судебную защиту путем оспаривания кадастровой стоимости в порядке административного судопроизводства. При изложенных основаниях, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ЗАО "Торгово-Экипировочный центр "Олимп" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 01 февраля 2023 года N 57/23, обязании устранить допущенное нарушение.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.