Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Власюк Н.В. в защиту ОЧУ "Свет знаний" на постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2023 года, которым
общеобразовательное частное учреждение "Свет знаний" (ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности в помещениях по адресу: адрес, на срок 60 (шестьдесят) суток,
УСТАНОВИЛ:
4 апреля 2023 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы Севостьяновым И.В. в отношении ОЧУ "Свет знаний" (далее также - Учреждение) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.
5 апреля 2021 года главный государственный санитарный врач по СВАО г. Москвы Тарасенко И.М. вынесла определение о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в Бабушкинской районный суд г. Москвы.
Судьёй Бабушкинского районного суда г. Москвы вынесено вышеуказанного постановление, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит защитник Власюк Н.В. по доводам жалобы, указывая на существенные нарушения норм материального и процессуального права. Также в жалобе содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования, в котором заявитель ссылается на то обстоятельство, что копия постановления Учреждением до настоящего времени не получена.
Законный представитель ОЧУ "Свет знаний" и в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещён, направил в суд представлять интересы Учреждения защитника по доверенности Власюк Н.В, которая доводы жалобы и ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования поддержала.
Рассмотрев ходатайство, полагаю его подлежащим удовлетворению, поскольку в деле отсутствуют доказательства направления копии обжалуемого постановления в адрес ОЧУ "Свет знаний", вследствие чего восстанавливаю защитнику Власюк Н.В. пропущенный срок обжалования постановления судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2023 года.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с диспозицией ст. 6.4 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу статьи 24 названного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В силу требований ст. 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее также - медицинское освидетельствование), в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие у иностранных граждан и лиц без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
По результатам медицинского освидетельствования иностранные граждане и лица без гражданства получают медицинские документы о наличии или об отсутствии у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на бумажном носителе или в форме электронного документа. Форма и описание бланка медицинских документов и срок их действия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Данные о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Как указано в ст. 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с п.п. 1.4, 1.5, 1.8, 2.3.1, 2.11.2, 2.11.4, 2.11.7 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего их соответствие санитарному законодательству, в том числе Правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
Работники хозяйствующих субъектов должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров "2", профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи - ежегодно) вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
На объектах должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов.
Планировка зданий, строений, сооружений должна обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов и обеспечивать доступность услуг, оказываемых для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования размещаются на собственной территории в отдельно стоящих зданиях.
Организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускается размещать в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения.
Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.
Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.
Ежедневная уборка туалетов, умывальных, душевых, помещений для оказания медицинской помощи, обеденных залов столовых, буфетов, производственных цехов пищеблока проводится с использованием дезинфицирующих средств. Дверные ручки, поручни, выключатели ежедневно протираются с использованием дезинфицирующих средств.
Для технических целей в туалетных помещениях устанавливается отдельный водопроводный кран.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно должно обеззараживаться. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются ежедневно теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека. Горшки моются после каждого использования при помощи щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день или по мере загрязнения щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц (в смену) проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п.п. 58-62 СанПиН СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования)
В случае ухудшения эпидемиологической обстановки, возникновения угрозы распространения инфекционных болезней среди населения, в том числе связанной с формированием эпидемических очагов с групповой заболеваемостью, обязательные медицинские осмотры проводятся на основании постановлений органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Работодатели обязаны освобождать работников от работы для прохождения медицинских осмотров и диспансеризации.
Работники, не прошедшие обязательный медицинский осмотр, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, а также при наличии медицинских противопоказаний не допускаются работодателем к исполнению ими трудовых обязанностей.
Контроль допуска к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр, обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Данные о прохождении медицинских осмотров, наряду с информацией об обязательных прививках для профессиональных и (или) возрастных групп населения подлежат внесению в медицинскую документацию, сертификаты профилактических прививок, личные медицинские книжки и учету в медицинских организациях, осуществляющих медицинское обслуживание работников, а также в органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, 4 апреля 2023 года в 17 час. 00 мин. по адресу: адрес,, в ходе проведения осмотра сотрудником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы выявлено нарушение ОЧУ "Свет знаний" законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественны помещений, зданий, сооружений и транспорта, а именно: деятельность организации ОЧУ "Свет Знаний" осуществляется на 1 этаже многоквартирного пятиэтажного жилого дома по адресу:, адрес,, ; на момент проведения осмотра Учреждения функционирует без наличия (не представлено) санитарно-эпидемиологического заключения; в рамках проведенного эпидемиологического обследования не представлены следующие документы: программа план производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий; не организовано проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил не представлены протоколы лабораторных испытаний за 2023 год; не представлен список работников образовательной организации, а также информация (сведения) о прохождении или предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, не представлены личные медицинские книжки с результатами исследований, сведений о прививках, сведений о перенесенных инфекционных заболеваний, ст.ст. 11, 24, 29, 32, 34, 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.4, 1.5, 1.8, 2.3.1, 2.11.2, 2.11.4, 2.11.7 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", ", п.п. 58-62 СанПиН СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
Действия ОЧУ "Свет знаний" квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и вина ОЧУ "Свет знаний" в его совершении, вопреки доводам жалобы, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 4 апреля 2023 года; протоколом о временном запрете деятельности юридического лица от 4 апреля 2023 года; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 4 апреля 2023 года; фототаблицей; иными материалами.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ОЧУ "Свет знаний".
Доводы жалобы о том, что Учреждение не эксплуатирует жилое помещение, вследствие чего не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, несостоятельны, поскольку в соответствии с диспозицией ст. 6.4 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации не только жилых помещений, но и общественных помещений.
Равным образом подлежат отклонению доводы жалобы об отсутствии в материалах дела распоряжения о проведении эпидемиологического расследования и внеплановой проверки, а также отсутствия согласования такой проверки с органами прокуратуры.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, который на основании части 1 статьи 27.8 КоАП РФ производится должностными лицами, в силу статьи 28.3 настоящего Кодекса уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, является в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ одной из мер по обеспечению производства по делу.
Ч асть 2 статьи 27.8 КоАП РФ предоставляет право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых, обязательность участия которых предполагает не только подписание ими протокола осмотра, но и непосредственное присутствие при совершении данного действия.
Федеральный Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что в отношении ОЧУ "Свет знаний" проводилась какая-либо проверка.
Положения ст. 27.8 КоАП РФ были соблюдены. Осмотр проводился в присутствии законного представителя Учреждения и двух понятых. Выявленные в ходе проведения осмотра нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства зафиксированы в протоколе осмотра.
Доказательств наличия у лиц, участвовавших в осмотре в качестве понятых, какой-либо заинтересованности, на что заявитель указывает в жалобе, материалы дела не содержат и к настоящей жалобе таковые не приложены.
Ссылка в жалобе на нарушение права ОЧУ "Свет знаний" на защиту, выразившееся в отказе должностного лица допустить в качестве защитников на основании доверенности Власюк Н.В. и Власюк А.В, подлежит отклонению, как несостоятельная, поскольку данный осмотр был проведён в присутствии законного представителя Учреждения, который ходатайства в порядке ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ о допуске в качестве защитников указанных лиц не заявлял.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта утверждение в жалобе о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить ходатайство, так и отказать в его удовлетворении исходя из конкретных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, определением судьи районного суда от 20 апреля 2023 года ходатайство защитника Власюк Н.В. об отложении судебного заседания было рассмотрено с вынесением соответствующего определения, инкорпорированного в текст обжалуемого постановления, что нормами ст.ст. 24.4, 29.10 КоАП РФ не запрещено. Мотивы, по которым суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, изложены в определении, правовых оснований не согласиться с ними у суда второй инстанции не имеется.
Материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив их по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности магазина, предусмотренного санкцией ст. 6.4 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, назначено ОЧУ "Свет знаний" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.12 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, его общественной опасности, специфики деятельности приостановленного объекта, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для изменения постановления, в том числе в части назначенного наказания в виде приостановления деятельности, не имеется.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ОЧУ "Свет знаний" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении общеобразовательного частного учреждения "Свет знаний" (ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес) оставить без изменения, жалобу защитника Власюк Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.