Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Прокловой О.А. в интересах ИП Гусаровой Ю.А. на постановление начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 08 декабря 2021 г. N 9/02-1521, решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ИП Гусаровой ...,
УСТАНОВИЛ:
07 октября 2021 г. инспектором ОМК ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве в отношении ИП Гусаровой Ю.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 08 декабря 2021 г. N 9/02-1521, оставленным без изменения решением судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 г, ИП Гусарова Ю.А признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Проклова О.А. в интересах ИП Гусаровой Ю.А. просит обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении.
ИП Гусарова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Защитник Проклова О.А. в интересах ИП Гусаровой Ю.А. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям. Дополнительно указала на то, что ИП Гусарова Ю.А. не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Против рассмотрения дела в отсутствие Гусаровой Ю.А. не возражала.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие Гусаровой Ю.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановления подлежащими отмене, производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниями.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Признавая ИП Гусарову Ю.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, должностное лицо исходило из вывода о том, 17 февраля 2021 г. в 10 час. 30 мин. по адресу: адрес сотрудниками полиции при проведении проверки выявлен факт допущенного ИП Гусаровой А.Ю. нарушения требований ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившийся в привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики КНДР Ким фио в качестве подсобного рабочего в отсутствие у него разрешения на работу в г. Москве.
В качестве доказательств, подтверждающих совершение ИП Гусаровой А.Ю. описанного выше административного правонарушения, должностное лицо сослался помимо прочих, имеющихся в деле доказательств, на протокол об административном правонарушении от 07 октября 2020 г.
С выводами должностного лица согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы заявителя в порядке гл. 30 КоАП РФ
Вместе с тем согласиться с такими выводами должностного лица и судьи районного суда не представляется возможным ввиду следующего.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем в настоящем судебном заседании заявитель указывает на то, что протокол об административном правонарушении не может являться допустимым доказательством, так как о месте и времени составления протокола ИП Гусарова А.Ю. не была надлежащим образом извещено. Приведенный довод заслуживает внимания.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, чч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
При этом, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо, участвующее в деле, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (чч. 1, 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Однако при рассмотрении настоящего дела должностное лицо и судья районного суда не учли, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен инспектором ОМК ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве 07 октября 2020 г. в отсутствие ИП Гусаровой А.Ю. (л.д. 97).
Вместе с тем, из материалов настоящего дела не следует, что ИП Гусарова А.Ю. была надлежащим образом заблаговременно извещена должностным лицом о составлении вышеуказанного протокола 07 октября 2020, поскольку соответствующее извещение направлялось по месту жительства Гусаровой А.Ю, почтовой связью с присвоением почтового идентификатора 12741162026730, согласно сведениям которого 30 сентября 2020 г. почтовое отправление прибыло в место вручения и лишь 08 октября 2020 г. вручено Гусаровой А.Ю.
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении 07 октября 2020 г. инспектор ОМК ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве не обладал сведениями о надлежащем извещении ИП Гусаровой А.Ю. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку установленный требованиями Правил оказания почтовой связи срок хранения почтового отправления не истек. Иные извещения ИП Гусаровой А.Ю. не вручались.
Данное обстоятельство безусловно не может свидетельствовать о соблюдении должностным лицом вышеуказанных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу.
С учетом изложенного, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов заявителя, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное направление по месту жительства ИП Гусаровой А.Ю. извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ИП Гусаровой А.Ю. в отсутствие данного лица.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу постановлений, однако, оставлено судом первой инстанции без внимания вопреки положениям ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемые постановления по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ИП Гусаровой А.Ю. не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 08 декабря 2021 г. N 9/02-1521, решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ИП Гусаровой... отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.