Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сунгуряна ... на постановление N ... врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 24 декабря 2020, решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 09 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ... ООО "Продсоюз" Сунгуряна А.А.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением первого заместителя прокурора адрес от 09 декабря 2021г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении... ООО "Продсоюз" Сунгуряна А.А.
Постановлением N... врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 24 декабря 2020, оставленным без изменения решением судьи Симоновского районного суда Москвы от 09 декабря 2021г. генеральный директор ООО "Продсоюз" Сунгурян А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи,... ООО "Продсоюз" Сунгурян А.А. пождал жалобу в Московский городской суд, в которой просил об отмене постановления должностного лица и решения суда первой инстанции, считая их незаконными и необоснованными по изложенным в жалобе доводам.
В судебное заседание генеральный директор ООО "Продсоюз" Сунгурян А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, обеспечил явку защитников фио и фио, которые доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили решение судьи отменить, а дело направить на новое рассмотрение по подсудности в Хорошевский районный суд.
Изучив также материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника фио, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ наступает за нарушения, предусмотренные частями 1-3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ", работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения Сунгуряна А.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КРФобАП послужило нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", выразившееся в нарушении порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о расторжении 27.07.2020 г. трудового договора с гражданином адрес фио привлеченным к осуществлению трудовой деятельности в качестве мойщика посуды.
Указанные действия Сунгуряна А.А. квалифицированы должностным лицом по ч. 4 ст. 18.15 КРФобАП.
Между тем, с законностью вынесенных актов согласиться нельзя по следующим основаниям.
Суд, рассматривающий жалобу, не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 за 2020 год, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года даны разъяснения по вопросу территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также по вопросу территориальной подсудности рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования (вопросы 56, 57).
Согласно изложенной правовой позиции жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются по месту нахождения соответствующего органа в случае проведения административного расследования, а также в случае обжалования решения вышестоящего должностного лица административного органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья или должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
Частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В соответствии с указанной нормой жалоба на постановление должностного лица подлежала рассмотрению в данном случае по месту рассмотрения дела должностным лицом - врио заместителя начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по Москве (адрес места рассмотрения жалобы: адрес) - Хорошевским районным судом адрес.
Аналогичные точки зрения изложены в постановлениях судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 9-АД20-20, судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июля 2022 г. N 16-4194/2022.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливости правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи Симоновского районного суда адрес от 09 декабря 2021г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по подсудности в Хорошевский районный суд адрес.
При отмене решения судьи по изложенным выше обстоятельствам, суд апелляционной инстанции не рассматривает иные доводы жалобы, поскольку указанные доводы будут рассмотрены судом первой инстанции при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение судьи Симоновского районного суда адрес от 09 декабря 2021г. отменить.
Дело направить на рассмотрение по подсудности в Хорошевский районный суд адрес.
Судья
Московского городского суда Харитонов Д.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.