Судья Московского городского суда Д.М.Харитонов, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "РЖД" по доверенности фио на Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 28 октября 2019 года и Решение судьи Мещанского районного суда адрес от 15 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" в лице Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 28 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ ОАО "РЖД" в лице Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности), и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО "РЖД" по доверенности фио обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что отсутствуют событие и состав административного правонарушения.
Решением судьи Мещанского районного суда адрес от 05 марта 2020 года Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 28 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 18 декабря 2020г. Решение судьи Мещанского районного суда адрес от 05 марта 2020 года отменено а дело направлено на новое рассмотрение в суд.
При новом рассмотрении дела Решением судьи Мещанского районного суда адрес от 15 апреля 2021 года постановлено: Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 28 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "РЖД" - изменить, исключив из постановления указание на нарушение ОАО "РЖД" следующих нарушений: в вагонах: N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-00910, N ЭД9М-004501, N ЭД9М-004502, N ЭД9М-004509, N ЭД9М-004510, N ЭР9ПК-19901, N ЭР9ПК-19902, ЭР9ПК-19906, ЭР9ПК-19907, туалеты для пассажиров - инвалидов в креслах-колясках отсутствуют. В вагонах N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-009910, места для инвалидов в креслах-колясках, для лиц с нарушением слуха и зрения не выделены. В вагонах: N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-009910, N ЭД9М-004501, N ЭД9М-004502, N ЭД9М-004509, N ЭД9М-004510, N ЭР9ПК-19901, N ЭР9ПК-19902, ЭР9ПК-19906, ЭР9ПК-19907, отсутствуют крепления или устройства, препятствующие самопроизвольному перемещению кресел-колясок. В вагонах: N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-009910, N ЭД9М-004501, N ЭД9М-004502, N ЭД9М-004509, N ЭД9М-004510, N ЭР9ПК-19901, N ЭР9ПК-19902, ЭР9ПК-19906, ЭР9ПК-19907 горизонтальные поручни на боковых стенах отсутствуют. В остальной части постановление заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 28 октября 2019 года оставить без изменения, жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник ОАО "РЖД" по доверенности фио просит постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что отсутствуют событие и состав административного правонарушения.
В судебное заседание Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" извещенный о времени и месте рассмотрения его жалобы надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении слушания дела не заявлено, в связи с чем нахожу возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие в соответствии с положениями ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи по следующим основаниям.
Ст. 6.3 КоАП РФ (в редакции действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности), установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 24 названного Федерального закона установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 29).
Обязанность физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, закреплена в статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения Красноярским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту плановой выездной проверки с 19 сентября по 16 октября 2019 г. в ОАО "РЖД" в лице Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД", на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту - заместителя главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 11.09.2019 г. N 1267/10, были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно:
В нарушение требований пункта 2.6 и пункта 3.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в разделе "Перечень нормативных правовых актов, официально изданных санитарных правил" в Программах производственного контроля условий труда в Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" (утвержденных 18.02.2019 г. и 25.03.2018 г.) указаны недействующие нормативные документы:
1. ГН 2.2.5.1313-03 "Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны" и дополнения (утратили силу на основании пункта 3 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.02.2018 N 25);
2. СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях" (утратили силу на основании пункта 2 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81)
3. СП 4616-88 "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей" (утратили силу с 01.07.2015 на основании пункта 1Л статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");
В перечень нормативных правовых актов не включены следующие нормативные документы:
1. СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"
2. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте"
3. СП 2.5.1334-03 "Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта"
Разработка проекта СЗЗ регламентируется требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарнозащитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон", Федерального закона от 03.08.2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные^ акты Российской Федерации". В соответствии с требованиями пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов, в отношении которых подлежат установлению J33, обязаны разработать проект СЗЗ, провести необходимые инструментальные замеры и подать заявление на установление СЗЗ в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. адрес устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В нарушение вышеуказанных требований у Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала открытого акционерного общества адрес отсутствует проект санитарно-защитной зоны производственных участков, что свидетельствует о несоблюдении пункта 14 вышеуказанных правил и действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В кабине N 099-01 электропоезда N ЭД9МК-0099 резиновые уплотнители на окнах сформированы, целостность их нарушена, что способствует проникновению пыли и влаги внутрь кабины управления.
В вагонах: N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-00910, N ЭД9М-004501, N ЭД9М-004502, N ЭД9М-004509, N ЭД9М-004510, N ЭР9ПК-19901, N ЭР9ПК-19902, ЭР9ПК-19906, ЭР9ПК-19907, туалеты для пассажиров - инвалидов в креслах-колясках отсутствуют.
В вагонах N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-009910, места для инвалидов в креслах-колясках, для лиц с нарушением слуха и зрения не выделены.
В вагонах: N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-009910, N ЭД9М-004501, N ЭД9М-004502, N ЭД9М-004509, N ЭД9М-004510, N ЭР9ПК-19901, N ЭР9ПК-19902, ЭР9ПК-19906, ЭР9ПК-19907, отсутствуют крепления или устройства, препятствующие самопроизвольному перемещению кресел-колясок.
В вагонах: N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-009910, N ЭД9М-004501, N ЭД9М-004502, N ЭД9М-004509, N ЭД9М-004510, N ЭР9ПК-19901, N ЭР9ПК-19902, ЭР9ПК-19906, ЭР9ПК-19907 горизонтальные поручни на боковых стенах отсутствуют.
В вагонах N ЭД9МК-009901, N ЭД9МК-009902, N ЭД9МК-009909, N ЭД9МК-009910, N ЭД9М-004501, N ЭД9М-004502, N ЭД9М-004509, N ЭД9М-004510, N ЭР9ПК-19901, N ЭР9ПК-19902, ЭР9ПК-19906, ЭР9ПК-19907 двери в открытом положении не фиксируются.
Согласно протоколу лабораторных исследований N СНЕ0005389 от 09.10.2019 эквивалентный уровень звука за рабочую смену в кабине управления N 099-01 электропоездом N ЭД9МК0099 по маршруту Абакан - Кошурниково на рабочих местах машиниста и помощника машиниста составил 87, 4 дБА и 86, 8 дБА, соответственно, при предельно допустимом уровне не более 80 дБА, что является нарушением ст. 12, 24, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; П. 2, п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"; и. 2.6 и п. 3.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 тарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов; п. 6.5.8, 6.6.6, 6.9.1.1, 6.9.3.7, 6.9.3.9, 6.6, 12 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте"; п. 3.2.2 СанПин-2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина ОАО "РЖД" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается:
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод судьи о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения соответствует материалам дела и представленным доказательствам.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Довод жалобы о том, что неправильная оценка фактических обстоятельств правонарушения привела к неверной квалификации действий ОАО "РЖД" несостоятелен, ничем объективно не подтвержден и поэтому не может служить основанием для отмены постановления судьи.
Довод жалобы о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене и изменению обжалуемого постановления судьи не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в указанном размере назначено Обществу в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
При этом в данном случае отсутствуют условия, предусмотренные чч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ для назначения ОАО "РЖД" административного наказания ниже низшего предела, так как назначенное административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией 6.3 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ОАО "РЖД" имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ОАО "РЖД" по ст. 6.3 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД", в связи с чем судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в действиях ОАО "РЖД" отсутствуют событие и состав административного правонарушения, поскольку нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не допущено, несостоятельными, опровергаются материалами дела и не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Другие доводы жалобы, с учетом внесенных указанным решением изменений в постановление судьи, не влияют на правильность решения судьи и постановления должностного лица и не могут служить основанием для их отмены.
Назначенное ОАО "РЖД" административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией 6.3 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи, с учетом внесенных указанным решением изменений, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение Мещанского районного суда адрес от 15 апреля 2021 года и Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 28 октября 2019 года, с учетом внесенных указанным решением изменений, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ (в редакции действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности), в отношении ОАО "РЖД" - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.