Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобы защитника ТСЖ "Толстовский Дом" ФИО3, законного представителя ТСЖ "Толстовский Дом" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 31.03.2022 N5-275/2022, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16.06.2022 N12-2716/2022, состоявшиеся в отношении ТСЖ "Толстовский Дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 31.03.2022 N5-275/2022, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16.06.2022 N12-2716/2022, ТСЖ "Толстовский Дом" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобах защитник ТСЖ "Толстовский Дом" ФИО3, законный представитель ТСЖ "Толстовский Дом" ФИО2 просят об отмене приведенных судебных актов, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, допущенные процессуальные нарушения либо снижении размера назначенного административного штрафа.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В силу части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
В подпункте 3 пункта 3 статьи 47.2 указанного Федерального закона определено, что собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
Из статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
В соответствии с решением исполкома Ленгорсовета от 16.11.1970 N891 здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, дом 15-17 литера А, признано объектом культурного наследия регионального значения "Бывший дом Толстого (фасады)".
ТСЖ "Итальянская" является организацией, в обязанности которой входит управление и содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, дом 15-17 литера А.
Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) от 26.01.2012 N 10-47 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Бывший дом Толстого".
06.04.2021 сотрудниками КГИОП на основании задания от 06.04.2021 N 01-59-138/21 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Бывший дом Толстого (фасады)" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, лит. А, в ходе которого проведен осмотр парадной 9 Объекта, в результате которого установлено ненадлежащее техническое состояние дверных заполнений, в частности, квартир 209-228, 409-428. 509-528, 609-628, что выразилось в квартирах 209-228 - в отсутствии остекления и деревянных элементов расстекловки дверного заполнения, отслоении окрасочного слоя, загрязнении, деструкции деревянных конструкций элементов дверного полотна в районе замка; в квартирах 409-428 - в отслоении окрасочного слоя на дверном заполнении, загрязнении, деструкции деревянных конструкций элементов дверного полотна в районе замка, замене части штапиков на новые неокрашенные в цвет дверных заполнений; в квартирах 509-528 - в отслоении окрасочного слоя, деструкции деревянных конструкций элементов дверного полотна в районе замка; в квартирах 609-628 - в отсутствии части остекления (замене листовыми материалами) и деревянными элементами расстекловки дверного заполнения, отслоении окрасочного слоя, загрязнении, деструкции деревянных конструкций элементов дверного полотна в районе замка, замене части штапиков на новые неокрашенные в цвет дверных заполнений, усилении части остекления с внутренней стороны горизонтальными деревянными рейками.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Нарушений, которые могли бы повлечь возвращение протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков (на стадии подготовки дела к рассмотрению) либо признание его недопустимым доказательством по делу, не допущено. Протокол содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в нем в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 7.13 названного кодекса и с указанием всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Таким образом, ТСЖ "Толстовский Дом" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, подтверждающих, что в ходе осуществления ТСЖ "Толстовский Дом" своей деятельности по надлежащему содержанию многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", за нарушение которых установлена административная ответственность, как не представлено и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, что указывает на его вину.
Доводы жалобы о том, что товарищество не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку дверные заполнения не являются общим имуществом многоквартирного дома, следовательно, отсутствует обязанность по сохранению объекта, являются несостоятельными.
Отклоняя данный довод, руководствуясь статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что дверные заполнения квартир 209-228, 409-428. 509-528, 609-628 вышеуказанного многоквартирного дома предназначены для обслуживания более одного жилого помещения в этом многоквартирном доме, являются общим имуществом, содержание которого должно осуществлять ТСЖ "Толстовский Дом".
Исходя из положений статьи 51 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
По смыслу статьи 47.1 вышеуказанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, устанавливаются ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на такие объекты культурного наследия. Такими ограничениями (обременениями) являются:1) требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ; 2) требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ.
К числу требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, относится обязанность лица, у которого возникает право пользования таким имуществом, при содержании и использовании данного объекта в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия, проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр.
Как определено частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ "Толстовский Дом", приняв на себя обязательства по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", лит. А, являющимся объектом культурного наследия, обременено в силу вышеуказанных положений закона обязанностью по проведению работ по его сохранению, а так же обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
Утверждения заявителя о нарушении судьей районного суда права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие в судебном заседании противоречит материалам дела.
Судьей районного суда созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав указанного лица, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования данной нормы при рассмотрении дела в отсутствие указанного лица соблюдены.
Право ТСЖ "Толстовский Дом" на защиту реализовано, при рассмотрении дела и жалобы на постановление о назначении административного наказания принимал участие его защитник, который заявлял ходатайства, давал объяснения относительно обстоятельств правонарушения, участвовал в исследовании доказательств, пользовался иными процессуальными правами.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, судебными инстанциями требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены.
Административное наказание ТСЖ "Толстовский Дом" назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
Вопреки доводам жалобы исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 31.03.2022 N5-275/2022, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16.06.2022 N12-2716/2022, состоявшиеся в отношении ТСЖ "Толстовский Дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобы защитника ТСЖ "Толстовский Дом" ФИО3, законного представителя ТСЖ "Толстовский Дом" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.