Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" ФИО6 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 03.10.2022 NАД-1090/12/2022, решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 22.11.2022 N12-127/2022, решение судьи Калининградского областного суда от 17.01.2023 N7А-15/2023, состоявшиеся в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 03.10.2022 NАД-1090/12/2022, оставленным без изменения решением судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 22.11.2022 N12-127/2022, решением судьи Калининградского областного суда от 17.01.2023 N7А-15/2023, муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" (далее - МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 320 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" ФИО5 выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые судебные акты, малозначительностью административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений (далее - единые требования), утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.10.2020 N1657.
Согласно пункту 6 Единых требований ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" осуществляет деятельность по размещению отходов на основании лицензии N по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности.
Земельный участок с кадастровым номером 39:02:340004:57, расположенный по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, 1700 м на восток от пос. Ельняки, находится в пользовании МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" по договору аренды от 29.08.2016 N. Категория земель указанного земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения комической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - под существующей свалкой по размещению промышленных и бытовых отходов.
Объект размещения отходов является объектом капитального строительства, введен в эксплуатацию в 2007 году после реконструкции, проведенной в соответствии с проектной документацией "Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области", разработанной ООО "ТехноТерра" в 2006 году, поставлен на государственный учет в Единый государственный реестр объектов недвижимости 06.06.2018, кадастровый N; внесен в государственный реестр объектов размещения отходов Приказом Росприроднадзора от 31.10.2017 N518 за номером N.
При проведении осмотра указанного земельного участка сотрудниками Управления Росприроднадзора 04.04.2022 установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, а именно, МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов с отклонением от проектной документации "Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области", разработанной ООО "ТехноТерра" в 2006 году, Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, нарушает требования части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 10, статей 11, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 31 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживании, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657, не проводятся мероприятия, предусмотренные пунктами 243, 251, 266 СанПин 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.202J N 3, Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996.
Промежуточная изоляция отходов грунтом в соответствии с проектной документацией не проводится. Изолирующие материалы наблюдаются фрагментарно, локально на некоторых местах полигона. Верх и боковая грань рабочей карты грунтом не изолированы. Слои промежуточной изоляции визуально не определяются, промежуточная изоляция отсутствует. Фиксация внешних откосов террикона отходов какими-либо изолирующими материалами не выполнена. Откосы по мере роста террикона не покрыты слоем окончательной изоляции.
Защита расположенных вокруг полигона земель от загрязнения (задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке мусоровозов) не осуществляется. Переносные сетчатые ограждения при разгрузке мусоровозов не используются, что приводит к загрязнению близлежащей территории легкими фракциями отходов. Установлено отсутствие изоляции.
Прилегающая к объекту размещения отходов территория: поля, деревья, линии электропередач загрязнены легкими фракциями отходов, которые, в том числе, разносятся ветром далее. Установлено отсутствие водоотводной канавы и земляной насыпи полигона, за исключением небольшого участка (около 100 метров) периметра полигона.
В теле полигона образуется фильтрат. В соответствии с пунктом 251 СанПин 2.1.3684-21 сбор, образующейся в толще отходов жидкой фазы - фильтрата, должен осуществляться в отдельные устройства с его последующим падением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.
Емкость для сбора фильтрата, находящаяся на выезде с полигона, в нескольких метрах от дезбарьера, переполнена фильтратом, который поступает в почву. По степени негативного воздействия на окружающую среду, указанный фильтрат относится к IV классу опасности, острого токсического действия. Паспорт отхода I- IV классов опасности на образующийся фильтрат не составлен, учет образующегося отхода не ведется.
В соответствии с проектной документацией, а также фактическим осмотром территории установлено наличие 2 контрольных скважин, выше и ниже полигона по потоку. На основе отобранных проб от 21.04.2022 подземных вод установлено увеличение концентрации веществ в подземных водах полигона выше и ниже по потоку грунтовых вод, меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе в грунтовые воды, до уровня ПДК не принимаются.
Регламент работы полигона и инструкция по приему твердых коммунальных отходов отсутствуют, что противоречит требованиям, установленным пунктом 243 СанПин 2.1.3684-21.
Кроме того, в соответствии с представленным журналом учета обращения с отходами за 2022 год МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" разместило отход "Тара стеклянная незагрезненная" (ФККО 45110200205), который входит в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
В соответствии с проектной документацией фактическая вместимость полигона с учетом уплотнения - 279863 куб. м, фактическая вместимость полигона по ТБО - 303186 тонн. По состоянию на 01.01.2022 на полигоне размещено не менее 614876, 76 тонн отходов, общий объем размещенных отходов составляет 508301, 2 куб.м, тогда как в характеристике по результатам инвентаризации, проведенной в 2016 году, содержалась информация о вместимости объекта размещения отходов в размере 1515930 куб.м. (303186 т). При достижении проектных отметок тело полигона подлежит закрытию и изоляции. Однако МУП МО "Радуга" продолжало осуществлять прием и размещение отходов, не включенных в перечень отходов, планируемых к размещению на полигоне на объекте размещения отходов, подлежащем выводу из эксплуатации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая предприятие к административной ответственности по указанной статье, должностное лицо административного органа и судебные инстанции, применив к рассматриваемым правоотношением положения статьи 3, части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 11, части 4 статьи 12 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996, пункта 6 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N1657, пришли к обоснованному выводу о том, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, 1700 м на восток от пос. Ельняки, осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции признали правомерными оспариваемое постановление административного органа.
Вопреки доводам жалобы нарушений порядка проведения проверки, влекущих признание полученных по результатам ее проведения доказательств недопустимыми, не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление о привлечении МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены вышестоящими судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, доводы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Административное наказание назначено МУП МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" в пределах санкции части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным. В жалобе и обжалуемых актах не содержится данных, свидетельствующих о несправедливости данного наказания в силу его чрезмерной суровости.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, не установлено.
Заявителем совершено административное правонарушение повышенной степени общественной опасности, посягающее на отношения, объектом которых является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 03.10.2022 NАД-1090/12/2022, решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 22.11.2022 N12-127/2022, решение судьи Калининградского областного суда от 17.01.2023 N7А-15/2023, состоявшиеся в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области "Радуга" ФИО7 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.