Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Матвеева В. Э. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 года по административному делу N 3а-36/2022 по иску Абсалямовой О. П, Александрова В. В.ича, Антоновой О. А, Барулина М. Г, Белозеровой П. В, Беляковой Е. Е, Бескаравайного С. А, Богданова А. Е, Болонина К. А, Бурдиной-Гоголевой Е. В, Белкиной Н. Ю, Виниченко М. А, Гинна А. Г, Гнусина А. А, Горовой М. О, Горюнова В. Д, Громовой М. В, Грубачева В. Ю, Демидовой О. П, Дмитриевой И. М, Долотказиной С. В, Дорошенко Д. Д, Евстифеевой Н. В, Еремеевой М. А, Зимовец О. О, Ивановой О. Б, Изотикова А. М, Изотиковой Н. А, Кирилловой А. В, Киселева В. П, Киселевой Т. В, Князевой Е. М, Ковалевой И. Э, Котенко Л. М, Кузина С. Н, Кузнецова И. М, Кузьмина А. В, Литвинова А. П, Митропшной Н. В, Некрасова А. В, Некрасовой Л. Г, Петрова В. Н, Поповой-Никитюк Н. С, Простаковой И. А, Простаковой Н. А, Рожкова К. В, Самсоненко О. В, Семенова А. В, Серогородской Т. М, Сидориной А. И, Синицкого Д. Е, Синяковой М. А, Скуратова В. С, Соловьевой Н. А, Суворовой А. В, Филатова К. Ю, Цветковой Т. Г, Целехович Н. М. аз овны, Чепкасовой К. В, Шульга С. Г, Яворской М. В, Волкова И. Г. о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Леонтьева С.А. об оставлении без рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
13 марта 2020 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" (далее - Постановление N 121), которое опубликовано в тот же день на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
Постановлением N 121 на территории Санкт-Петербурга введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на территории Санкт-Петербурга введены определённые запреты и ограничения. В Постановление N 121 многократно вносились изменения, на день принятия решения. судом первой инстанции оно действовало в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 января 2022 года N35, которое опубликовано в тот же день на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
В действующей на день вынесения решения суда редакции пункт 2.1.22 Постановления N 121 предусматривал запрет по 31 марта 2022 года деятельности предприятий общественного питания, в том числе предприятий общественного питания при гостиницах и иных средствах размещения, с 23.00 до 06.00, а также нахождение граждан в помещениях таких предприятий общественного питания в указанное время (абзац 1).
Пункт 2.130 Постановления N 121 предусматривал запрет с 8 ноября 2021 года по 31 марта 2022 года допуска посетителей с 23.00 до 06.00 в цирки, концертные залы и организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов, иные организации исполнительских искусств, объекты, предназначенные для развлечений и досуга, аквапарки, океанариумы, зоопарки, на ледовые катки и аттракционы.
В пункте 2-1 Постановления N 121 установлено требование об осуществлении торжественной регистрации брака при условии обеспечения соблюдения органом записи актов гражданского состояния следующих требований: с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей (за исключением лиц,, вступающих в брак, а также посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2021 года N 1053н "Об утверждении формы медицинской документации "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации" и порядка ее выдачи, формы медицинской документаций "Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядка ее ведения, а также формы "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (иди) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" (далее - Приказ N 1053н) подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 7):
перенесение гражданином заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) (абзац 8);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против коронавирусной инфекции (далее - вакцинация), если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 9);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 10).
Посетители (за исключением лиц, вступающих в брак, а также посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 11).
Пунктом 2-5.9 Постановления 121 установлено, что с 26 ноября 2022 года прием и размещение в домах отдыха граждан, за исключением граждан не достигших возраста 18 лет, допускается при условии наличия у них действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053 подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 2):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 3);
завершение гражданином в. соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 4);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 5).
Граждане (за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 6).
Пунктом 2-5.10 Постановления N 121 предусмотрено оказание услуг общественного питания в части, не запрещенной (временно не ограниченной постановлением, при условии соблюдения следующих требований:
с 2 января 2022 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 5):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 6);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 7);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 8).
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 9).
Пунктом 2-5.12 Постановления N 121 предусмотрена организация допуска посетителей в музеи и организации, осуществляющие выставочную деятельность, в части, не запрещенной (временно не ограниченной) постановлением, при условии соблюдения следующих требований:
с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 11):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 12);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 13);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 14).
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 15), Пунктом 2-5.13 Постановления N 121 предусмотрена организация допуска посетителей в плавательные бассейны, фитнес-центры, а также в иные организации, оказывающие услуги в области физической культуры и спорта, при условии соблюдения следующих требований:
с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 3):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 4);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 5);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 6).
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов ох времени указанного результата (абзац 7).
Пунктом. 2-5.15 Постановления N 121 предусмотрено осуществление работы объектов розничной торговли в части, не запрещенной (временно приостановленной) постановлением, при условии соблюдении следующих требований:
с 2 январи 2022 года осуществлять работу объектов розничной торговли (за исключением аптечных учреждений объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли, не имеющих торгового зала, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р, и (или) продовольственных товаров) при условии наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, - не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 5):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 6);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 7);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 8).
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 9).
Пунктом 2-5.23 Постановления N 121 предусмотрена организация допуска посетителей в театры, цирки, концертные залы и организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов, при условии соблюдения следующих требований:
с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 14):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 15);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 16);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 17).
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста. 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 18).
Пунктом 2-5.29 Постановления N 121 предусмотрена организация допуска посетителей в части, не запрещенной (временно не ограниченной постановлением, в объекты, предназначенные для развлечений и досуга, при условий соблюдения следующих требований:
с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условии (абзац 5):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 6);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинаций, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 7);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 8).
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 9).
Пунктом 2-5.33 Постановления N 121 предписано с 27 декабря 2021 год осуществлять прием и размещение граждан, за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет, в гостиницах при наличии у них:
либо отрицательного результата лабораторного исследования материал на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата, при условии предъявления через каждые 48 часов после заселения нового отрицательного результата указанного лабораторного исследования (абзац 2) либо действующих документов, которыми в соответствии с Приказом - 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац. 3):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 4);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 5).
Пунктом 2-42 Постановления N 121 с 16 ноября 2020 года по 31 марта 2022 года возложена обязанность на организации (индивидуальны предпринимателей) обеспечить перевод на дистанционный режим работ работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) в возрасте старше 60 лет, а также работников (исполнителей но гражданско-правовым договорам), имеющих хронические заболевания, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению (далее - хронические заболевания), за исключением работников (исполнителей по гражданско- правовым договорам), чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организации (индивидуального предпринимателя), работников сферы здравоохранения, транспорта, торговли, педагогических работников, а также работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) организаций (индивидуальных предпринимателей), определенных решением Оперативного штаба по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге, созданного постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 3 февраля 2020 года N б-иг (абзац 1).
Действие настоящего пункта не распространяется на работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) в возрасте старше 60 лет, имеющих действующие документы, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 2):
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 3);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 4);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 5).
Пунктом 2-50 Постановления N 121 предусмотрено, что проведение спортивных и физкультурных мероприятий численностью более 40 человек по согласованию с Комитетом по физической культуре и спорту допускается при условии соблюдения организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими проведение указанных мероприятий, следующих требований:
обеспечения с 26 ноября 2021 года наличия у всех участников соответствующего мероприятия, в том числе спортсменов, тренеров, суден иных лиц, обеспечивающих его проведение, а также посетителей (за исключением участников й посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 8);
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 9);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 10);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 11).
Участники и посетители спортивных и физкультурных мероприятий численностью более 40 человек (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 12), Проведение с 26 ноября 2021 года конгрессно-выставочных мероприятий численностью более 40 человек по согласованию с Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга допускается при условии наличия у всех участников и посетителей (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий (абзац 13);
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией (абзац 14);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению Лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев (абзац 15);
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации (абзац 16).
Участники и посетители конгрессно-выставочных мероприятий численностью более 40 человек (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата (абзац 17).
Андрианова Е.В. и другие административные истцы обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим абзац 1 пункта 2.1.22 Постановления N° 121, поскольку указанная норма ограничивает право на свободу предпринимательства; просили признать недействующими абзацы 7, 8, 9, 10, 11 пункта 2-1, абзацы 2, 3, 4, 5, 6 пункта 2-5.9, абзацы 5, 6, 7, 8, 9 пункта 2- 5.10, абзацы 11, 12, 13, 14, 15 пункта 2-5.12, абзацы 3, 4, 5, 6, 7 пункта 2-5.13, абзацы 5, 6, 7, 8, 9 пункта 2-5.15, абзацы 14, 15, 16, 17, 18 пункта 2-5.23, абзацы, 5, 6, 7, 8, 9 пункта 2-5.29, абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 2-5.33, абзацы 8, 9, 10, 11, -12, 13, 14, 15, 16, 17. пункта 2-50 Постановления N° 121, поскольку указанные нормы устанавливают ограничения при отсутствии соответствующих медицинских документов; просили признать недействующими абзацы 1, 2, 3, 4, 5 пункта 2-42 Постановления N 121, поскольку указанные нормы ограничивают право на труд.
В обоснование административного иска указали, что оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации, частям 1, 2 статьи 13, части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее ? Федеральный закон N 323-ФЗ); абзацу: 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ); статьям 1, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ); частям 1, 2, 3, 4, 5 статьи 5, части 1 статьи 9, статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ); статье 1, подпункту "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон 68-ФЗ); пунктам 1, 2, 5 статьи 1, статье 309, пунктам 1, 2, 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемые положения пунктов 2-5.12, 2-5.23, 2-5.29, 2-50 Постановления N 121 противоречат также статье 24 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года; оспариваемые положения пунктов 2-5.13, 2-50 Постановления N 121 противоречат пунктам 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ); оспариваемые положения пункта 2-42 Постановления N 121 противоречат статье 72 Трудового кодекса Российской Федерации.
Волков И.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими абзац 1 пункта 2, 1.22, пункт 2Л.30, абзацы 2, 3, 4, 5, 6 пункта 2-5.9, абзацы 5, 6, 7, 8, 9 пункта 2-5.10, абзацы 11, 12, 13, 14, 15 пункта 2-5.12, абзацы 3, 4, 5, 6, 7 пункта 2-5.13, абзацы 5, 6, 7, 8, 9 пункта 2-5.15, абзацы 14, 15, 16, 17, 18 пункта 2-5.23, абзацы, 5, 6, 7, 8, 9 пункта 2-5.29, абзацы 8, 9, 10, 11, 12 пункта 2-50 Постановления N 121, поскольку указанные нормы запрещают допуск граждан в общественные места и устанавливают ограничения при отсутствии соответствующих медицинских документов.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации, статьям 5, 13 Федерального закона N 323"ФЗ; статьям 5, 7, 9 Федерального закона N 152- ФЗ; статьям 10, 20, 24, 29, 30, 31, 34 Федерального закона N 329-ФЗ. Кроме того считает, что Правительство Санкт-Петербурга превысило свои полномочия, нарушив порядок реализации введения режима повышенной готовности, установленный Федеральным законом N 68-ФЗ.
Абсалямова О.П. и другие административные истцы обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующими пункты 2-1, 2-5.9, 2-5.10, 2-5.12, 2-5.13, 2-5.15, 2- 5.23, 2-5.29, 2-5.33, 2-42, 2-50 Постановления N 121 в части-изменений, внесённых пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, 1.16 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 918 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт- Петербурга от 13 марта 2020 года N121".
В обоснование административного иска указали, что оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации, статьям 2, 4, 5, 13, 20 Федерального закона N 323-ФЗ, статьям 1, 10, 11 Федерального закона N 157-ФЗ, поскольку обязывают граждан вакцинироваться, независимо от их воли, разглашать сведения, составляющие медицинскую тайну, запрещают допуск граждан в общественные места и устанавливают ограничения при отсутствии соответствующих медицинских документов.
Кроме того полагают, что поскольку на территории Санкт-Петербурга не введено чрезвычайное или военное положение, то установленные ограничения на свободное перемещение противоречат положениям статей 1, 8, 9 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", положениям Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3- ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федерального закона от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции", а также допускают дискриминацию человека, устанавливая приоритетные права граждан, имеющих соответствующие медицинские документы, перед гражданами без таких документов.
Определением суда от 17 января 2022 года все административные иски объединены в одно производство. -
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 года решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 года изменено. Суд постановилисключить из резолютивной части решения суда указание об отказе в удовлетворении требований о признании недействующими абзацев 4, 12 пункта 2-1, абзаца 7 пункта 2-5.9, абзаца 10 пункта 2-5.10, абзацев 9, 10, 16 пункта-2-5.12, абзаца 8 пункта 2-5.13, абзаца 10 пункта 2-5.15, абзацев 6, 19, 21 пункта 2-5.23, абзацев 10, 13 пункта 2-5.29, абзаца 6 пункта 2-5.33, абзаца 6 пункта 2-42, абзацев 1, 6/7, 18 пункта 2-50 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействии распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". В остальной части решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 года оставлено без изменения.
На вступившие в законную силу судебные постановления не участвовавший в деле Матвеев В.Э. подал кассационную жалобу в которой ставится вопрос об отмене судебных актов. В обоснование жалоб и представления приводятся доводы о нарушении судами норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).
Из смысла части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В силу требований части 7 статьи 213 названного кодекса суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет законность оспариваемых положений, при этом не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой же статьи, в полном объеме, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого акта; соответствует ли оспариваемый акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (подпункт "а" пункта 2, пункт 3).
Применительно к доводам кассационной жалобы лица, не привлеченного к участию в административном деле - Матвеева В.Э, судебная коллегия приходит к следующему.
Правом кассационного обжалования обладают лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами, в том числе лица, не привлеченные к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным актом разрешен вопрос об их правах и обязанностях (часть 1 статьи 318, пункт 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", лица, не привлеченные к участию в деле, права, свободы и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, вправе обратиться с кассационной жалобой в суд кассационной инстанции и в том случае, если судебный акт суда первой инстанции не обжаловался в апелляционном порядке и вступил в законную силу.
Пунктом 7 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 разъяснено, что процессуальные действия, связанные с проверкой соблюдения порядка подачи кассационных жалобы, представления, требований, предъявляемых к их содержанию, а также действия по извещению лиц, участвующих в деле, о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции осуществляются судьей суда кассационной инстанции (статьи 318 - 321, 326 КАС РФ).
При подаче кассационных жалобы, представления лицом, не обладающим правом на обращение в суд кассационной инстанции (например, лицом, не участвующим в деле, права, свободы и законные интересы которого с очевидностью не нарушены вступившими в законную силу судебными актами), они подлежат возвращению на основании пункта 2 части 1 статьи 321 КАС РФ. В случае если кассационные жалоба, представление таких лиц переданы для рассмотрения судом кассационной инстанции, они могут быть оставлены без рассмотрения по существу (пункт 6 части 1 статьи 329 КАС РФ).
Специфика рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов обусловлена тем, что одним из признаков нормативного правового акта является распространение его действия на неопределенный круг лиц, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении соответствующего спора, не ограничен.
Между тем, с учетом приведенных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации сам факт распространения нормативного правового акта на неопределенный круг лиц, в том числе подателя кассационной жалобы, его заинтересованности в исходе конкретного дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного акта. Для возникновения права на обжалование судебного акта у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемый судебный акт был принят непосредственно об их правах и обязанностях.
Вместе с тем, из содержания обжалуемых судебных актов не усматривается, что они приняты о правах и обязанностях непосредственно Матвеева В.Э.
Матвеев В.Э. был административным истцом по другому делу, по которому вправе оспаривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, кассационную жалобу Матвеева В.Э. не привлеченного к участию в деле, следует оставить без рассмотрения по существу, поскольку оспариваемыми судебными актами непосредственно его права и обязанности не затрагиваются, а само по себе наличие у лиц, не привлеченных к участию в деле, заинтересованности в исходе не наделяет их правом на обжалование судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу Матвеева В. Э. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 года по административному делу N 3а-36/2022 по иску Абсалямовой О. П, Александрова В. В.ича, Антоновой О. А, Барулина М. Г, Белозеровой П. В, Беляковой Е. Е, Бескаравайного С. А, Богданова А. Е, Болонина К. А, Бурдиной-Гоголевой Е. В, Белкиной Н. Ю, Виниченко М. А, Гинна А. Г, Гнусина А. А, Горовой М. О, Горюнова В. Д, Громовой М. В, Грубачева В. Ю, Демидовой О. П, Дмитриевой И. М, Долотказиной С. В, Дорошенко Д. Д, Евстифеевой Н. В, Еремеевой М. А, Зимовец О. О, Ивановой О. Б, Изотикова А. М, Изотиковой Н. А, Кирилловой А. В, Киселева В. П, Киселевой Т. В, Князевой Е. М, Ковалевой И. Э, Котенко Л. М, Кузина С. Н, Кузнецова И. М, Кузьмина А. В, Литвинова А. П, Митропшной Н. В, Некрасова А. В, Некрасовой Л. Г, Петрова В. Н, Поповой-Никитюк Н. С, Простаковой И. А, Простаковой Н. А, Рожкова К. В, Самсоненко О. В, Семенова А. В, Серогородской Т. М, Сидориной А. И, Синицкого Д. Е, Синяковой М. А, Скуратова В. С, Соловьевой Н. А, Суворовой А. В, Филатова К. Ю, Цветковой Т. Г, Целехович Н. М. аз овны, Чепкасовой К. В, Шульга С. Г, Яворской М. В, Волкова И. Г. о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" оставить без рассмотрения по существу.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.