Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смирновой А. Я. на решение Псковского районного суда Псковской области от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 сентября 2022 года по административному делу N 2а-418/2022 по административному исковому заявлению Смирновой А. Я. к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным приказа от 21 октября 2021 года N 5097 "О предварительном согласовании предоставления государственному бюджетному учреждению Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Псковском районе Псковской области".
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Смирновой А.Я. - Веремееенко Н.В, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения представителя государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" - Никитиной Е. А, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнова А.Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области N 5097 от 21 октября 2021 года "О предварительном согласовании предоставления государственному бюджетному учреждению Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Псковском районе Псковской области", которым ГБУ Псковской области "Псковавтодор" утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"", "адрес"-1. В обоснование административного иска Смирновой А.Я. указано, что она, являясь правообладателем объекта недвижимости - здания склада с КН N, приобретённого ею по договору купли-продажи от 30 марта 1998 года у ЗАО "Агрофирма "Юпитер", в соответствии со статьёй 39.20 Земельного кодекса РФ, как собственник здания (сооружения), расположенного на земельном участке, в настоящее время поставленного на кадастровый учёт с КН N, 08 сентября 2021 года обратилась в КУГИ "адрес" с заявлением об утверждении на кадастровом плане территории схемы этого земельного участка местоположением. "адрес", "адрес" "адрес" - 1, с необходимой для эксплуатации здания склада площадью 9 155 м2, рассчитанной, исходя из целей эксплуатации склада по его функциональному назначению, и размещения на прилегающей территории подъездных путей, парковки и площадки для разворота большегрузного транспорта, а также размещения площадок складирования и благоустройства территории.
07 декабря 2021 года Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области был издан приказ N 6033 о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка в испрашиваемых границах и площади. С 13 декабря 2021 года земельный участок поставлен на кадастровый учёт с КН N, а с 19 января 2022 года земельный участок передан Смирновой А.Я. по договору купли - продажи. 24 января 2022 года произведена государственная регистрация её права собственности на данный земельный участок.
Вместе с тем, в последующем, ей стало известно, что одновременно с рассмотрением её заявления, Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области 21 октября 2021 года был издан приказ N 5097 о предварительном согласовании предоставления земельного участка ГБУ Псковской области "Псковавтодор", расположенного по адресу: "адрес", "адрес"", "адрес" - 1, которым утверждена схема земельного участка, имеющая наложение (пересечение) с земельным участком, находящимся в собственности административного истца.
Смирнова А.Я. полагает приказ КУГИ Псковской области от 21 октября 2021 года N 5097 незаконным, поскольку он нарушает её исключительное право собственности на земельный участок, занятый объектом недвижимости находящимся в её собственности. В этой связи указывает, что земельный участок необходим для беспрепятственного использования склада с 2014 года переданного в аренду ООО "Дорожно - эксплуатационное предприятие N 279", которое использует склад для хранения кальция хлористого безводного (соли), а также необходим в целях размещения площадки для хранения песка и песко-соляной смеси для обработки автомобильных дорог в зимний период.
Также административный истец полагает, что оспариваемый приказ нарушает пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку приводит к необходимости образования её земельного участка с вклиниванием, вкрапливанием, изломанностью границ земельного участка, к невозможности размещения объекта недвижимости (склада) и к другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Кроме того, Смирнова А.Я. связывает незаконность оспариваемого приказа КУГИ Псковской области с тем обстоятельством, что ГБУ Псковской области "Псковавтодор" необоснованно согласована несоразмерная площадь земельного участка - 22 153 м, в отсутствие каких- либо объектов недвижимости в собственности либо в пользовании.
Считает, что КУГИ Псковской области не подверг надлежащей оценке и критическому анализу информацию о рассмотрении Комитетом одновременно двух заявлений об утверждении схем земельных участок, расположенных в непосредственной близости друг от друга, что привело к незаконному и необоснованному вынесению оспариваемого приказа.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 1 приказа Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области N 4100 от 25 августа 2021 года в Правила землепользования и застройки сельского поселения "Торошинская волость" Псковского района Псковской области внесены изменения, а именно: изменено зонирование в отношении образуемых многоконтурного земельного участка ориентировочной площадью 2, 2153 га. и земельного участка ориентировочной площадью 0, 9155 га. с условным номером N, расположенных вблизи "адрес" - 1, с территориальной зоны СХ-1 "Зона пассивного сельскохозяйственного использования территорий" на территориальную зону П "Зона производственного и коммунально-складского назначения с объектами IV-V класса санитарной опасности" (том 1 л.д.150-156).
30 августа 2021 года в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области посредством системы электронного документооборота поступило заявление ГБУ Псковской области "Псковавтодор" о предварительном согласовании предоставления на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"", "адрес" - 1, площадью 22 153 кв.м, в соответствии с прилагаемой схемой в целях разрешённого использования земельного участка - открытый склад для хранения сыпучих материалов (том 1 л.д.156-158).
В соответствии с частью 7 статьи 39.15 ЗК РФ КУГИ Псковской области проверено наличие (отсутствие) оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и, с этой целью направлены соответствующие запросы в компетентные органы: в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, в Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области, а также в Администрацию сельского поселения "Торошинская волость" и в Администрацию Псковского района, сообщивших информацию об отсутствии оснований для отказа (т.1 л.д.61 - 67).
Поскольку обстоятельств, препятствующих образованию земельного участка в соответствии со схемой, представленной ГБУ Псковской области "Псковавтодор", установлено не было, Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области 21 октября 2021 года издан приказ N 5097 "О предварительном согласовании предоставления ГБУ Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Псковском районе Псковской области", которым утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населённых пунктов, ориентировочной площадью 22 153 кв.м, местоположением: "адрес", "адрес" "адрес"", "адрес"-1; предварительно согласовано предоставление вышеуказанного земельного участка ГБУ Псковской области "Псковавтодор" на праве постоянного (бессрочного) пользования; на ГБУ Псковской области "Псковавтодор" возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении данного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 1 л.д.159-162).
По заказу ГБУ Псковской области "Псковавтодор" кадастровым инженером Ивановым И.А. 12 декабря 2021 года был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес"-1, находящегося в территориальной зоне П "Зона производственного и коммунально-складского назначения с объектами IV-V класса санитарной опасности", при этом акт согласования местоположения границ образуемого земельного участка не составлялся в связи с отсутствием оснований для согласования границ (том 2 л.д.95-106).
Вместе с тем, уведомлением Росреестра по Псковской области N КУВД-001/2021-54788651 от 28 декабря 2021 года государственный кадастровый учёт указанного земельного участка по обращению ГБУ Псковской области "Псковавтодор" был приостановлен, а 28 марта 2022 года в государственном кадастровом учёте данного земельного участка отказано по причине того, что его границы пересекают границы земельного участка с КН N, поставленного на государственный кадастровый учёт на основании межевого плана от 08 декабря 2021 года и схемы расположения земельного участка, утверждённой приказом КУГИ Псковской области от 07 декабря 2021 года N 6033 по заявлению административного истца Смирновой А.Я, поданного в КУГИ Псковской области 15 ноября 2021 года (том 1 л.д.163-165, т.2 л.д.115-116).
Как следует из дела, административный истец Смирнова А.Я. с первым заявлением об утверждении на кадастром плане схемы земельного участка с условным кадастровым номером N, площадью 9155 м для обслуживания ангара обратилась 08 сентября 2021 года (том 1 л.д.18).
Приказом КУГИ Псковской области от 28 сентября 2021 года N 4651 Смирновой АЯ. отказано в утверждении данной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду того, что формирование испрашиваемого земельного участка площадью 9155 м для обслуживания ангара не соответствовало видам разрешённого использования, предусмотренным Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (т.1 л.д.70, 71).
04 октября 2021 года Смирнова А.Я. зарегистрировала право собственности на нежилое помещение (склад) площадью 1029, 4 м, местоположением: "адрес", "адрес"", "адрес" - 1 с КН N (том 1 л.д.11), возникшее на основании договора купли-продажи, заключенного Смирновой А.Я. с ЗАО "Юпитер" 30 марта 1998 года (том 1 л.д.20).
13 октября 2021 года Смирнова А.Я. повторно обратилась в КУГИ Псковской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка с местоположением: "адрес", "адрес", "адрес" - 1, площадью 9155 м2 (том 1 л.д.72), которое было отозвано заявителем 15 ноября 2021 года (том 1 л.д.74).
15 ноября 2021 года Смирновой А.Я. подано новое заявление в КУГИ Псковской области о согласовании предоставления без торгов земельного участка местоположением: "адрес", "адрес"", площадью 9155 м2 с видом разрешённого использования земельного участка в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков "Склад" (код 6.9) (том 1 л.д.75).
Приказом КУГИ Псковской области от 07 декабря 2021 года N 6033 Смирновой А.Я. предварительно согласован земельный участок с местоположением: "адрес", "адрес"", "адрес" - 1 и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населённых пунктов в кадастровом квартале N ориентировочной площадью 9155 м2, расположенного, согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения "Торошинская волость", утверждённого решением Собрания депутатов сельского поселения "Торошинская волость" от 17 сентября 2014 года N 109, в территориальной зоне П "Зона производственного и коммунально-складского назначения с объектами IV-V класса санитарной безопасности", с видом разрешённого использования "Склад" (код 6.9), на Смирнову А.Я. возложена обязанность по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровой карте и его постановку на государственный кадастровый учёт (том 1 л.д.77- 78).
13 декабря 2021 года земельный участок поставлен на кадастровый учёт с КН N, право собственности на него Смирновой А.Я. зарегистрировано в ЕГРН 24 января 2022 года (том 1 л.д.13, 14).
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что площадь пересечения земельных участков по схемам, согласованным ГБУ Псковской области "Псковавтодор" и Смирновой А.Я, в контуре 1 составляет 56, 53 м2, площадь пересечения в контуре 2 - 5811, 38 м2.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что основания для признания оспариваемого приказа Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 21 октября 2021 года N 5097 незаконным и его отмене отсутствуют.
В этой связи суд принял во внимание следующие обстоятельства: -приказ вынесен уполномоченным государственным органом; -предварительно согласованный ГБУ Псковской области "Псковавтодор" земельный участок соответствует установленным статьёй 11.9 Земельного кодекса РФ требованиям к образуемым земельным участкам;
-границы земельного участка, согласованного ГБУ Псковской области "Псковавтодор", границ иных объектов недвижимости, кроме границ земельного участка с КН N не пересекает;
-наложение границ земельного участка с КН N и границ земельного участка, предварительно согласованного ГБУ Псковской области "Псковавтодор" не могло быть выявлено при вынесении оспариваемого приказа, поскольку земельный участок Смирновой А.Я. был поставлен на кадастровый учёт после утверждения схемы земельного участка ГБУ Псковской области "Псковавтодор";
-заявление ГБУ Псковской области "Псковавтодор" о предварительном согласовании местоположения земельного участка и схемы земельного участка от 30 августа 2021 года поступило ранее первого заявления Смирновой А.Я. от 08 сентября 2021 года, в связи с чем правильно рассмотрено в порядке очерёдности их поступления;
- формирование земельного участка ГБУ Псковской области "Псковавтодор" требований санитарного законодательства не нарушает, - согласование ГБУ Псковской области "Псковавтодор" площади земельного участка является обоснованным;
-обстоятельства, препятствующие утверждению ГБУ Псковской области "Псковавтодор" схемы расположения земельного участка, отсутствуют;
-права и законные интересы административного истца оспариваемым приказом не нарушаются в связи с государственной регистрацией её права собственности на земельный участок, которое в настоящее время не оспорено, и ввиду невозможности реализации ГБУ Псковской области "Псковавтодор" своего права на постановку земельного участка на кадастровый учёт на основании оспариваемого приказа.
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласилась с выводами по следующим основаниям.
В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (часть 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Пунктами 3 и 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к образуемым и изменённым земельным участкам установлены статьёй 11.9 Земельного кодекса РФ. К данным требованиям, в частности, относятся требования: по их соответствию предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, устанавливаемым градостроительными регламентами; по запрету пересечения границ земельных участков границ муниципальных образований и (или) границ населённых пунктов; по запрету образования земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; по запрету образования земельных участков в случае, если их образование может привести к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к нарушению требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами; по запрету образования земельных участков, границы которого пересекают границы территориальных зон лесничеств, лесопарков, за исключением отдельных случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 4, 3, 4, 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса).
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предварительное согласование предоставления земельных участков носит заявительный характер.
При этом рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении данной схемы.
Уполномоченным органом, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере имущественных отношений, использования земельных ресурсов на территории Псковской области и в сфере градостроительной деятельности (развития территорий на основе территориального планирования, градостроительного зонирования), в соответствии с Законом Псковской области N 1469-03 от 26 декабря 2014 года "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области", Положением о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющимся административным центром Псковской области и на приграничных территориях", утверждённого Постановлением Администрации Псковской области от 08 октября 2015 года N 450, Положением о Комитете по управлению государственным имуществом Псковской области, утверждённого Постановлением Администрации Псковской области от 17 августа 2009 года N 306, является Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области.
Таким образом, оспариваемый приказ КУГИ Псковской области от 21 октября 2021 года N 5097 "О предварительном согласовании предоставления ГБУ Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Псковском районе Псковской области" вынесен компетентным органом в пределах его полномочий.
Оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федераций, для отказа ГБУ Псковской области "Псковавтодор" в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка установлено не было, что подтверждается имеющимися в деле ответами компетентных органов на запросы КУГИ Псковской области, направленные в соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
Напротив, такие основания были для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Смирновой А.Я, поскольку схема расположения земельного участка, предоставляемого ГБУ Псковской области "Псковавтодор" была утверждена ранее.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения "Торошинская волость", утверждённого решением Собрания депутатов сельского поселения "Торошинская волость" Псковского района от 17 сентября 2014 года N 109 минимальный размер земельных участков в территориальной зоне П "Зона производственного и коммунально-складского назначения с объектами IV-V класса санитарной безопасности" составляет 0, 02 га, максимальный размер - 2, 4 га, то есть формирование земельного участка ГБУ Псковской области "Псковавтодор" в размере 22 153 м2 требований градостроительных регламентов не нарушает.
Формирование земельного участка по схеме, утверждённой ГБУ Псковской области "Псковавтодор", вопреки доводам жалобы, требований санитарного законодательства также не нарушает.
Так, в соответствии с заявлением ГБУ Псковской области "Псковавтодор" от 30 августа 2021 года, земельный участок заинтересованным лицом испрашивался для целей разрешённого использования - открытый склад для хранения сыпучих материалов. В соответствии с санитарной классификацией Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, открытые склады и перегрузка увлажнённых минерально-строительных материалов (песка, гравия, щебня, камней и других минерально-строительных материалов) относятся к промышленным объектам V класса опасности (пункт 14.5 раздела 14 Таблицы 7.1), для которых, в соответствии с разделом VII "Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них", ориентировочный размер санитарно защитной зоны составляет 50 м.
Доказательств нарушения данного требования санитарного законодательства по делу не имеется.
Испрашиваемый ГБУ Псковской области "Псковавтодор" земельный участок выделялся из земель населённых пунктов, в связи с чем, вопреки позиции подателя жалобы, не является полосой отвода автомобильной дороги и на него не распространяется особый правовой режим использования придорожных полос автомобильных дорог, предусмотренный пунктом 16 статьи 3, статьёй 26 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По делу также установлено и доказано, что ГБУ Псковской области "Псковавтодор" 30 августа 2021 года первым обратилось с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, в связи с чем данное заявление, в соответствии с пунктом 4 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, правильно рассмотрено первым в порядке поступления.
Соответственно, оспариваемый приказ КУГИ Псковской области от 21 октября 2021 года N 5097 правомерно принят ранее приказа КУГИ Псковской области от 07 декабря 2021 года N 6033, которым Смирновой А.Я. предварительно согласован земельный участок с местоположением: "адрес", "адрес"", "адрес" - 1 и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Вопреки доводам жалобы, земля под объектом недвижимости, принадлежащим Смирновой А.Я. - зданием склада площадью 1029, 4 м с КН N и прилегающая к нему территория расстояниями: 11, 6 м, 6, 8 м, 8, 7 м, 16, 7, 8.7 м, исходя из имеющихся в деле схем земельных участков и дополнительно представленных при рассмотрении апелляционной жалобы административным ответчиком и заинтересованным лицом - ГБУ Псковской области "Псковавтодор" схем наложений земельных участков, предварительно согласованных Смирновой А.Я. и ГБУ Псковской области "Псковавтодор", а также ситуационной схемы, в контур земельного участка, испрашиваемого ГБУ Псковской области "Псковавтодор", не включались.
Данное обстоятельство указывает, что образование земельного участке по схеме, утверждённой ГБУ Псковской области "Псковавтодор", не влечёт для Смирновой А.Я. невозможность разрешённого использования объекта недвижимости, расположенного на этом земельном участке, а также невозможность эксплуатации прилегающей к нему территории, не свидетельствует об образовании по данной схеме земельного участка Смирновой А.Я. с вклиниванием, вкрапливанием и изломанностью границ, чересполосицой, то есть не доказывает нарушение требований части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, заявление административного истца в КУГИ Псковской области от 08 сентября 2021 года не подлежало первоочередному рассмотрению, поскольку формирование земельного участка по схеме, представленной ГБУ Псковской области "Псковавтодор", не нарушало её исключительное право, предусмотренное пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено здание (сооружение), находящееся в её собственности.
В этой связи во внимание также принимается, что на дату поступления в КУГИ Псковской области последнего заявления Смирновой А.Я. (15 ноября 2021 года) оспариваемый приказ уже был принят, то есть у ГБУ Псковской области "Псковавтодор" на эту дату уже возникло право на реализацию решения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
То обстоятельство, что Смирнова А.Я. ранее ГБУ Псковской области обратилась за постановкой предварительно согласованного ей земельного участка на кадастровый учёт, юридически значимым обстоятельством по настоящему административному делу не является, поскольку это обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа КУГИ Псковской области от 21 октября 2021 года N.
Ошибка административного органа в одновременном рассмотрении двух заявлений о согласовании местоположений частично совпадающих земельных участков по делу является бесспорной, однако, данное обстоятельство также не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа, поскольку процедура предварительного. согласования, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям статей 11.9, 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть оспариваемый приказ является законным.
Возможное возникновение спорных правоотношений между административным истцом Смирновой А.Я. и заинтересованным лицом - ГБУ Псковской области "Псковавтодор", обусловленное данной ошибкой административного органа, также не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого приказа незаконным.
Размер земельного участка, необходимый для обслуживания принадлежащего Смирновой А.Я. объекта недвижимости, который органы государственной власти обязаны предоставить Смирновой А.Я. в силу положений ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации истицей по настоящему делу не доказан. При таких обстоятельствах ссылки на недостаточность земельного участка для обслуживания принадлежащего Смирновой А.Я. склада не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в контурах земельного участка, предварительно согласованного ГБУ Псковской области "Псковавтодор", к складу Смирновой А.Я. имеется проезд с двух сторон, в том числе со стороны федеральной автомобильной дороги Р-23, что свидетельствует об отсутствии препятствий к доступу склада автомобильной техники, то есть о возможности использования склада собственником по виду его разрешённого использования.
Кроме того, решением Арбитражного суда Псковской области по делу NА52-369/2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2023 года признан незаконным приказ КУГИ Псковской области от 07 декабря 2021 года N 6033, которым Смирновой А.Я. предварительно согласован земельный участок с местоположением: "адрес", "адрес"", "адрес" - 1 и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населённых пунктов в кадастровом квартале N ориентировочной площадью 9155 м2.
На основании статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Псковского районного суда Псковской области от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Смирновой А. Я. к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным приказа от 21 октября 2021 года N 5097 "О предварительном согласовании предоставления государственному бюджетному учреждению Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Псковском районе Псковской области", оставить без изменения, кассационную жалобу Смирновой А. Я. - без удовлетворения.
Решение Псковского районного суда Псковской области от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.