Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2022 года по административному делу N 2а - 1118/2022 по административному исковому заявлению Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия", Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности произвести определенные действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя прокуратуры Республике Карелия Леонтьева С.А, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия", Федеральной службе исполнения наказаний в котором просил обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ГВС помещения всех общежитий (за исключением отряда карантин) для проживания осужденных, всех камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душеные сетки и т.п.) (далее - спорные помещения), в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 СП "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N1454/пр (далее -СП 308.1325800.2017), СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также требованиями действующих нормативных актов, в том числе, пункта 127 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки было установлено нарушение ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия требований по обеспечению содержащихся в нем граждан горячим водоснабжением. В частности, в общежитиях, в которых расположены отряды ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия NN 2.1, 2.2, 4, 7.1, 7.2, 11.1, 11.2, 9 (строгие условия содержания), а также в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ NN 1-5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 24-28 отсутствует подводка ГВС к санитарным приборам.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2022 года, административный иск удовлетворен частично с возложением на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России обязанности в течение четырех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ГВС помещения всех общежитий (за исключением отряда карантин) для проживания осужденных, всех камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, СанПиН 2.1.3684-21.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 марта 2023 года, представитель заявителей просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что здание учреждения построено в 1972 - 1982 годах, работ по комплексному капитальному ремонту не проводилось, в том числе по причине отсутствия у административного ответчика материально - технического и финансового обеспечения. Постановлением Правительства РФ от 18.04.22 N 696 указанный объект исключен из реализации в рамках Федеральной целевой программы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в декабре 2021 г. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия была проведена проверка соблюдения требований законодательства, по результатам которой установлено, что помещения всех общежитий (за исключением отряда карантин), а также все камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ не обеспечены ГВС.
20 декабря 2021 г. административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что обеспечение помещений исправительных учреждений ГВС является обязательным, отсутствие чего нарушает санитарно-эпидемиологические требования, не обеспечивает гуманные условия для отбывания наказания и охраны здоровья лиц, содержащихся под стражей.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с положениями части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в частности, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно статьям 1 и 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр утвержден и введен в действие с 21 апреля 2018 г. "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно - исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях). СП 308.1325800.2017".
В соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 СП 308.1325800.2017 здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов. Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Требования о подводе горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2003 N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22.10.2018 N217-дсп.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в спорных помещениях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия не обеспечено подключение ГВС к санитарным приборам, в связи с чем, допускается нарушение прав содержащихся в указанных помещениях лиц.
Судами правомерно указано на то, что действующее законодательство не содержит запрета на применение положений СП 308.1325800.2017 к объектам, введенным в эксплуатацию до 2018 г. Иное поставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, спроектированных и введенных в эксплуатацию до 2018 г, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2018 г, что привело бы к неоправданной дифференциации прав осужденных, нарушению принципа равенства всех перед судом и законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Факт постройки и введение зданий ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в эксплуатацию в 1972-1982 годах, то есть до принятия Свода правил, не препятствует переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту зданий с целью создания надлежащих условий содержания.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности подведения подводкой ГВС к санитарным приборам в спорных помещениях, а также о том, что со стороны административных ответчиков принимаются действенные меры к устранению нарушений федерального законодательства в части соблюдения санитарных требований по обеспечению ГВС, не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии административных ответчиков по обеспечению подключения подводки ГВС к санитарным приборам в спорных помещениях.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии соответствующего финансирования, исключении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из действующей федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2026 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 N 420, а также о необходимости проведения значительного объема работ, получили оценку суда апелляционной инстанции, правомерно отклонившей их, поскольку отсутствие финансирования само по себе не может быть признано законным основанием для освобождения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России от исполнения обязательств, предусмотренных действующим законодательством.
Предоставление горячей воды по требованию осужденных, а также помывка в душе два раза в неделю не является достаточным обеспечением нужд лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, поскольку носит ограничительный характер в количестве потребляемого коммунального ресурса.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2022 года по административному делу N 2а - 1118/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.