Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года по административному делу N 2а-258/2022 по административному исковому заявлению прокурора Суоярвского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ООО "Поросозеро" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, обязании ликвидировать несанкционированные свалки.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Суоярвского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Суоярвский районный суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ООО "Поросозеро" о признании незаконным бездействия.
Административный иск (с учетом уточнения требований) заявлен по тем основаниям, что в ходе рассмотрения информации, поступившей от ГКУ РК "Суоярвское центральное лесничество" по вопросу наличия несанкционированных свалок отходов на территории Суоярвского района, были установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, выявлено 6 несанкционированных свалок мусора на свободных от закрепления участках лесного фонда.
Ссылаясь на нарушение прав неопределенного круга лиц, прокурор, просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах МО "Суоярвский район" и обязать административных ответчиков ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки мусора на свободных от закрепления участках лесного фонда, в том числе Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия ликвидировать: захламление промышленными отходами в квартале 157 выдел 22 Суоярвского участкового лесничества (Суоярвское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 76 га, объемом 8000 м3; свалку твердых бытовых отходов в квартале 172 выделах 16, 32, 35, 36 Райконкоского участкового лесничества (Лоймольское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 3 га, объемом 1540 м3; свалку мусора в квартале 15 выделе 15 Пийтсийокского участкового лесничества (Пийтсийокское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 1 га, объемом 500 м3; свалку мусора в квартале 147 выделе 10.2 Хаутаваарского участкового лесничества (Хаутаваарское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 002 га; свалку твердых бытовых отходов в квартале 133 выделах 2, 8, 11.1 Суоярвского участкового лесничества (Суоярвское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 28 га, объемом 5 м3, а также ООО "Поросозеро" ликвидировать свалку мусора (отходы от разрушенного деревянного моста) в квартале 56 выделе 25 Поросозерского участкового лесничества (Поросозерское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 001 га, объемом 3, 6 м3.
Определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 9 августа 2022 года производство по делу в части заявленных требований к ООО "Поросозеро" о ликвидации свалки мусора в квартале 56 выдела 25 Поросозерского участкового лесничества (Поросозерское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 001 га, объемом 3, 6 м3 прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора административным ответчиком ООО "Поросозеро".
Решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года, административное исковое заявление прокурора удовлетворено. Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах муниципального образования "Суоярвский район". На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия возложена обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки мусора на свободных от закрепления участках лесного фонда.
В кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года, поданной 7 марта 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 марта 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с несоответствием судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия в полном объеме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проверки прокуратурой Суоярвского района были установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, лесного законодательства, а именно на основании информации, поступившей от ГКУ РК "Суоярвское центральное лесничество", было выявлено 6 несанкционированных свалок мусора на свободных от закрепления участках лесного фонда (на не арендованной территории лесного фонда):
захламление промышленными отходами в квартале 157 выдел 22 Суоярвского участкового лесничества (Суоярвское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 76 га, объемом 8000 м3;
свалка твердых бытовых отходов в квартале 172 выделах 16, 32, 35, 36 Райконкоского участкового лесничества (Лоймольское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 3 га, объемом 1540 м3;
свалка мусора в квартале 15 выделе 15 Пийтсийокского участкового лесничества (Пийтсийокское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 1 га, объемом 500 м3;
свалка мусора в квартале 147 выделе 10.2 Хаутаваарского участкового лесничества (Хаутаваарское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 002 га;
свалка твердых бытовых отходов в квартале 133 выделах 2, 8, 11.1 Суоярвского участкового лесничества (Суоярвское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 28 га. объемом 5 м3;
свалка мусора (отходы от разрушенного деревянного моста) в квартале 56 выдела 25 Поросозерского участкового лесничества (Поросозерское лесничество по лесоустройству), площадью 0, 001 га, объемом 3, 6 м3.
Размещение вышеуказанных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обязанности ликвидировать несанкционированные свалки мусора, суд первой инстанции исходил из положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года N 367- П.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия с выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. Нормы материального права применены верно.
Доводы кассационной жалобы о том, что выполнение работ по уборке несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не относится к видам использования лесов и не осуществляется в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, соответствующая обязанность должна быть возложена на Росимущество, обладающее в отношении земель лесного фонда правомочиями собственника, подлежат отклонению ввиду следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Судами по данному административному делу установлено, что несанкционированные свалки отходов на территории Суоярвского района образовались на свободной от закрепления территории, то есть не арендованной территории лесного фонда, собственника отходов установить не представлялось возможным.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года N 367-П, следует, что названное Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды на территории Республики Карелия, следовательно, оно осуществляет на территории Республики Карелия все названные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка.
При этом Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, и Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, утвержденным приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года N 468, управление лесами, в том ликвидация несанкционированных свалок в лесу, не отнесено к полномочиям Росимущества и его территориального органа.
Учитывая приведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, действующие положения Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконном бездействии Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выразившемся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах муниципального образования "Суоярвский район" и возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обязанности ликвидировать несанкционированные свалки мусора на свободных от закрепления участках лесного фонда основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иное толкование им положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 9 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.