Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Клочкова М. А. на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 9 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2022 года по административному делу N 2а-3216/2021 по административному исковому заявлению Клочкова М. А. к ИВС УМВД России по г. Калининграду, Министерству финансов Российской Федерации, УМВД России по Калининградской области, МВД Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клочков М.А. обратился в суд с иском, указывая, что в период с 26 по 28 октября 2019 и с 9 по 18 сентября 2020 года содержался в ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграду. Условия содержания в ЙВС являлись ненадлежащими и не соответствовали установленным санитарным нормам: отсутствовало индивидуальное спальное места, спать приходилось на досках; стены были отделаны под шубу; отсутствовало естественное и дневное освещение, естественная и принудительная вентиляция; отсутствовали стол, стул, вешалка и полочка для хранения вещей; отсутствовал санузел и раковина; ежедневная прогулка не предоставлялась; площадь камер не соответствовала количеству находившихся лиц. Указанные обстоятельства причинили ему физические и нравственные страдания, в связи с чем просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Заявленные Клочковым М.А. требования приняты к производству суда и рассмотрены в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 09 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2022 года, иск оставлен без удовлетворения.
Определением от 9 августа 2022 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении такого административного дела суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федераций избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствий со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Частью 1 ст.15 указанного Закона предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьями 17 (п. 11) и 23 этого же Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым гарантировано право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа, им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22, 11, 2005 N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, которыми определен объем материально-бытового обеспечения обвиняемых и подозреваемых и установлены требования к оборудованию камер изолятора временного содержания.
В соответствии с требованиями п.42 указанных Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиоприемником для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п.п.47, 48 Правил).
Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федераций от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Таким образом, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий Такого обращения.
Разрешая заявленный Клочковым М.А. спор и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренные законом основания к удовлетворению иска отсутствуют, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих, что в результате пребывания в ИВ С истец понес нравственные и физические страдания в результате действий ответчика, не представлено.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда согласилась с ними по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что Клочков М.А. содержался в изоляторе временного содержания (ИВС) ОМВД России по Центральному району г. Калининграда в период времени с 17 часов 40 минут 26.10.2019 до 13 часов 50 минут 28.10.2019; с 10 часов 30 минут 03.08.2020 до 18 часов 30 минут 07.08.2020; с 10 часов 10 минут 09.09.2020 до 14 часов 35 минут 18.09.2020 на основании постановления о переводе подозреваемого из ФКУ СИЗО-1 в ИВС ОМВД.
При поступлении в ИВС гражданину Клочкову М.А. была доведена устно информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб.
Статьей 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" определено, что компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствий со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как разъяснено в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", в силу ч.ч.2 и 3 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).
Так, из материалов дела следует, что Клочков М.А. обеспечивался 3-х разовым горячим питанием. Пища выдаётся в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка). Обеспечивался индивидуальным спальным местом, (нарами) с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме (4, 5 кв.м.), постельными принадлежностями И бельём (матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка). Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика. Отопление в камерах включается с наступлением отопительного периода, камеры сухие и чистые, окна камер находятся на солнечной стороне здания. При приеме, задержанных инструктируют по правилам пожарной безопасности, план эвакуации находится в дежурной части на видном месте. При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности на основании приказа МВД N 950 от 22 ноября 2005 года. Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, имеется естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага, за отсутствием в камере санузла, вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядка дня. Для задержанных в ИВ С оборудован санузел (унитаз, душевая, раковины), имеется зеркало. В ИВС есть библиотека и радиоточка, работающая с 06.00 до 22.00, согласно внутреннему распорядку дня, выдается пресса, есть условия для работы с документами по уголовному делу и написанию писем родственникам. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Есть возможность для проведения свиданий задержанных с родственниками (с разрешения следователя). Письменные принадлежности предоставляются в случае необходимости. Каждое утро, согласно распорядка дня, производится уборка камер силами самих задержанных. Уборочный инвентарь и средства для уборки имеются в наличии, ИВС обеспечен горячей и холодной водопроводной водой из городских сетей.
После убытия задержанных из ИВС, камеры дезинфицируются и убираются. При убытии из ИВС, задержанный Клочков М.А, собственноручно написал: "Жалоб на режим и условия содержания нет".
Из актов по результатам проверки мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области" от 19.04.2019 и от 09.09.2020 г. следует, что ИВС занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки по адресу: "адрес".
Водоснабжение (холодное и горячее), канализация и отопление ИВС централизованное от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в 2008 году.
ИВС не имеет набора помещений, предусмотренных сводом правил СП 12-95 МВД России "Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России". Отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, комната обыска, комната хранения одежды наряда, приема нищи, прогулочный двор, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья и постельных принадлежностей, для хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения. Комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посуды совмещены в одном помещении.
Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с ячейками. Чистое постельное белье хранится в отдельном шкафу в коридоре ИВС. Одна из камер приспособлена под кладовую предметов вещевого имущества для выдачи задержанным, в этой же камере временно (до вывоза в прачечную) хранится грязное постельное белье, упакованное в пакеты.
В ИВС для содержания задержанных имеются 12 камер - 11 камер площадью 4, 5 кв.м и одна камера площадью 9, 5 кв.м, которые рассчитаны на содержание 1-2 человек. Лимит наполнения составляет 13 человек. В день проверки в ИВС содержалось 3 человека.
По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД от 22.11.2005 года N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", кроме камер, где стены выполнены "под шубу", что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России.
Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проемов камер составляет 0, 68 м на 0, 57, что не соответствует требованиям п. 17.11 СП 12-95 МВД России. (1, 2 м на 0, 9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п. 17.12 и п. 17.13 СП 12-95 МВД России. Естественное освещение недостаточное: световой коэффициент составляет 1:11 при нормативном значении 1:8. Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности составляют от 8 до 11 лк, что не соответствует требованиям п.3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (норматив не менее 150 лк). (Приведение показателей искусственной освещенности в камерах в соответствие санитарным требованиям не представляется возможным в связи с конструктивными и иными особенностями помещений).
Камеры оборудованы механической вытяжной вентиляцией, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы.
Температура воздуха в камерах составляет от +21 до +22, 3 С, относительная влажность воздуха - 48, 7-51, 3%, что соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Камеры по оснащению и оборудованию не соответствуют требованиям Приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950: отсутствуют стол, скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.
Для задержанных в камерах установлены нары на 1-2-х человек. Индивидуальные спальные принадлежности (матрац, подушка, одеяло) и индивидуальное чистое постельное белье выдаются. Стирка белья проводится еженедельно.
Для задержанных оборудован санузел (унитаз, раковина, душевая). К душевой подведена холодная и горячая вода, помещение канализовано.
Санитарное состояние санузла ИВС удовлетворительное. Вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят помывку под душем, как и предусмотрено п. 47 приказа МВД РФ от 22 ноября 2005г. N 950, в соответствии с которым, задержанные имеют возможность помывки в душе 1 раз в неделю.
Для задержанных организовано ежедневное 3-х разовое горячее питанием (завтрак, обед и ужин).
В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Также из материалов дела следует, что прокуратурой Центрального района г. Калининграда Клочкову М.А. сообщено, что прокуратурой неоднократно проводились проверки соблюдения действующего законодательства при содержании в ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда. По факту выявленных нарушений направлено исковое заявление в суд о понуждении УМВД России по Калининградской области к исполнению обязанности по надлежащему содержанию ИВС и устранению выявленных нарушений. Решением суда требования прокурора удовлетворены.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 09.07.2020 г. по делу N 2-2295/2020, вступившим в законную силу 11.11.2020 г, также установлено, что помещения ИВС длительное время не соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и другим приведенным в решении нормативным и подзаконным актам.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы административного истца о том, что условия его содержания в изоляторе временного содержания не в полной мере соответствовали требованиям закона.
Вместе с тем, как указывалось ранее, суд первой инстанции, отклоняя требования искового заявления, исходил из того, что Клочковым М.А. не представлено доказательств, свидетельствующих, что в результате пребывания в ИВС истец понес нравственные и физические страдания в результате действий ответчика.
Вопреки доводам иска, согласно указанным актам проверки для задержанных оборудован санузел (унитаз, раковины, душевая), к душевой подведена холодная и горячая вода, помещение канализовано, санитарное состояние санузла ИВС удовлетворительное. При этом, вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят помывку под душем. Требования п. 47 приказа МВД РФ от 22 ноября 2005г. N 950 ИВС соблюдено.
Кроме того, из материалов дела следует, что по вопросу ненадлежащего содержания в ИВС Клочковым М.А. с жалобами на условия его содержания в ИВС в период с 02.11.2020 по 10.11.2020 в аппарат уполномоченного по нравам человека Калининградской области, прокуратуру не обращался.
Согласно сведениям, представленным ИВС ОМВД России по Центральному району Калининграда, при поступлении в ИВС предложений, заявлений и жалоб от Клочкова М.А. администрации ИВС не поступило, в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС N310 от 03.09.2019, а также N409 от 01.01.2020 Клочков М.А. собственноручно написал: "Жалоб на здоровье нет, в экстренной медицинской помощи не нуждаюсь", заверив надпись своей подписью.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом непродолжительного периода пребывания Клочкова М.А. в изоляторе временного содержания с 17 часов 40 минут 26.10.2019 до 13 часов 50 минут 28.10, 2019 (1 день 20 часов 10 минут); с 10 часов 30 минут 03.08.2020 до 18 часов 30 минут 07.08.2020 (4 дня 8 часов); с 10 часов 10 минут 09.09.2020 до 14 часов 35 минут 18.09.2020 (9 дней 4 часа 25 минут) нельзя признать существенными.
Никаких доказательств, свидетельствующих о наступлении для него каких-либо неблагоприятных последствий в результате несоответствия условий его содержания требованиям закона и Правил внутреннего распорядка, Клочковым М.А, вопреки требованиям ст.62 КАС РФ, суду не представлено, сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, не приведены.
Также Клочковым М.А. не представлено доказательств нахождения в камере более одного человека.
Таким образом, существенных нарушений условий содержания истца в изоляторе временного содержания, которые могли бы повлечь неблагоприятные для него последствия, причинить ему нравственные или физические страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, и явиться основанием для взыскания в его пользу компенсации, при рассмотрении дела не установлено.
Доказательств, свидетельствующих о жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении, не представлено. Необходимо учитывать, что содержание административного истца в ИВС связано с его противоправным поведением, а именно, в связи с совершением им преступления, за которое впоследствии он был осужден к лишению свободы. Само по себе содержание под стражей безусловно изменяет привычный образ жизни человека и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая его права и свободы не только как гражданина, но и как личности, что обусловлено целью защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Применение положении Федерального закона от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве эффективного внутригосударственного средства правовой защиты лиц, которым действительно причинен вред в период лишения свободы, не должно сводиться к неосновательному обогащению за счет казны каждого лица, к которому государство было вынуждено применить меры принуждения, ограничивающие свободу.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 9 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2022 года по административному исковому заявлению Клочкова М. А. к ИВ С УМВД России по г. Калининграду, Министерству финансов Российской Федерации, УМВД России по Калининградской области, МВД Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу Клочкова М. А. - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 9 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.