Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сеньковича А. Н. на решение Усинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 ноября 2022 года по административному делу N 2а-240/2022 по административному исковому заявлению Сеньковича А. Н. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ ИК-25 Васильеву В.В, начальнику ОВРсО ФКУ ИК-25 Чувьюрову С.А. о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сенькович А.Н. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в неознакомлении с постановлением N 92 от 08.11.2021 и информацией о порядке предоставления длительных свиданий в период пандемии COVID-19. В обоснование заявленных требований указал, что с 07.07.2017 отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, 29.10.2021 был вакцинирован от COVID-19. 05.12.2021 к нему на длительное свидание приехали его мать - Сенькович Е.Ф. и супруга Сенькович А.В, которым было отказано в предоставлении длительного свидания с истцом в связи с отсутствием у них ПЦР-теста, требования к которому были установлены постановлением N 93 от 08.11.2021. Однако, административный ответчик с указанным постановлением истца не ознакомил, в результате чего 05.12.2021 он был лишен длительного свидания со своей матерью и супругой. При этом ранее административный ответчик утверждал и разъяснял всем осужденным, что в случае прохождения осужденными вакцинации от COVID-19, их родственникам, прибывающим к ним на длительное свидание, не надо иметь результаты ПЦР-тестов на COVID-19. В результате незаконных действий (бездействия) ответчика было нарушено право административного истца на длительное свидание с родственниками.
К участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев В.В, начальник ОВРсО ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Чувьюров С.А, в качестве заинтересованных лиц привлечены: Сенькович Е.Ф, Сенькович А.В, начальник отряда N 3 ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Изнобов В.Ю, филиал "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, сотрудник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Вудвуд В.А. начальник отряда N 5 ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Ильюшко И.П.
Решением Усинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 ноября 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Сенькович А.Н, осужденный приговором Усинского городского суда Республики Коми от 16.02.2017 к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, отбывает наказание с 07.07.2017 по настоящее время в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, где размещается в отряде N 3.
Согласно пункту 1.16 Постановления заместителя начальника ЦГСЭН - врача филиала "ЦГСЭН" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 08.11.2021 N 92 (далее постановления N 92 от 08.11.2021) лицам, прибывающим на длительные свидания, необходимо иметь при себе результаты тестирования на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР, выполненные в аккредитованной лаборатории со сроком действия не более 72 часа до дня предоставления свидания.
05.12.2021 Сеньковичу А.Н. было отказано в предоставлении длительного свидания с его матерью Сенькович Е.Ф. и женой Сенькович А.В. в связи с отсутствием у последних ПЦР-теста, выполненного в аккредитованной лаборатории в соответствии с постановлением N 92 от 08.11.2021.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 46, частью 1 статьи 55, статьями 71, 72, частью 1 статьи 89, частью 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 218, частями 9 и 11 статьи 226, подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что сотрудниками ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми до осужденного Сеньковича А.Н. своевременно была доведена информация о необходимости наличия у родственников, прибывающих на длительное свидание, ПЦР-тестов на COVID-19, его права и законные интересы не были нарушены, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении судом действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения (часть 1). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года N 16 на территории Республики Коми, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Санитарно-эпидемиологические правила устанавливают санитарно- эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановлением заместителя начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 17.07.2020 N 38 приостановлено предоставление длительных свиданий в учреждениях УФСИН России по Республике Коми.
Указанное постановление отменено постановлением Главного государственного санитарного врача - начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 23.04.2021 N 38 (пункт 1), при этом пунктом 3 постановлено лицам, прибывающим на длительные свидания, иметь при себе результаты тестирования на новую короновирусную инфекцию методом ПЦР, выполненные в аккредитованное лаборатории, со сроком действия не более 72 часов до дня предоставления свидания.
Постановлением заместителя начальника ЦГСЭН - врача филиала "ЦГСЭН" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 08.11.2021 N 92 введены дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Пунктом 1.16 данного постановления предусмотрено, что лицам, прибывающим на длительные свидания, необходимо иметь при себе результаты тестирования на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР, выполненные в аккредитованной лаборатории со сроком действия не более 72 часа до дня предоставления свидания.
Согласно пункту 1.17 постановления N 92 от 08.11.2021 установлена необходимость обеспечить входной контроль состоянии здоровья родственников, с измерением температуры тела. Не допускать к длительным свиданиям лиц с видимыми признаками острого респираторного заболевания и (или) с повышенной температурой тела.
Прибывающим на длительные свидания гражданам иметь при себе средства индивидуальной защиты (маски, перчатки и т.п.) для всех гражданских лиц, а также для осужденного, которому предоставляется длительное свидание. Применять средства индивидуальной защиты при нахождении в местах общего пользования (кухня, коридор и др.) (пункт 1.18 постановления N 92 от 08.11.2021).
Как следует из материалов дела, Сеньковичу А.Н. не предоставлено длительное свидание 05.12.2021 с его матерью Сенькович Е.Ф. и женой Сенькович А.В. в связи с отсутствием у них ПЦР-теста, выполненного в аккредитованной лаборатории в соответствии с постановлением N 92 от 08.11.2021.
Согласно справки начальника отряда ОВРсО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Вудвуд В.А. информация об ограничениях при предоставлении длительных и краткосрочных свиданиях разъясняется осужденным на общих построениях, собраниях, на занятиях по социально-правовой подготовке, а также посредством наглядной агитации - размещения выписок из законодательства и объявлений в части поступающей информации. Осужденным отряда N 3, в котором отбывает наказание административный истец, в течение 2021-2022 годов своевременно доводилась информация о порядке предоставления длительных свиданий с учетом ряда ограничений, в том числе, наличия у родственников осужденных результатов тестов, выполненных в аккредитованной лаборатории методом ПЦР. Каких-либо препятствий в реализации права осужденных на длительные и краткосрочные свидания им не создаётся.
Кроме того, график предоставления длительных свиданий на октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, утвержденный начальником ФКУ ИК-25 Васильевым В.В. 30.09.2021, содержит примечание, согласно которому длительные свидания предоставляются при условии соблюдения мер профилактического характера, лицам, пребывающим на длительные свидания, иметь при себе результаты тестирования на новую короновирусную инфекцию методом ПЦР, полученную в аккредитованной лаборатории справок сроком действия не более 72 часов до длительного свидания, средств индивидуальной защиты (маски, перчатки).
Оснований не доверять представленным доказательствам у суда первой инстанции не имелось, так как они отвечают принципам относимости и допустимости доказательств.
Также судебной коллегией учитывается, что на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Также материалами дела достоверно подтверждается, что административному истцу предоставлено 23.07.2021 длительное свидание (трое суток) с его супругой Сенькович А.В. и сыном Сенькевич Д.А, в период, когда действовало постановление от 23.04.2021 N 38, которым так же была предусмотрена обязанность лиц, прибывающим на длительные свидания, иметь при себе результаты тестирования на новую короновирусную инфекцию методом ПЦР, сроком действия не более 72 часов до дня предоставления свидания.
Действующее на тот момент постановление отменено лишь оспариваемым постановлением. Иных нормативно-правовых актов, изменяющих санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях УФСИН России по Республике Коми, не имелось.
Кроме того, в каждом отряде исправительного учреждения, в том числе и в котором отбывает наказание Сенькович А.Н, размещены стенды с актуальной, обновляемой информацией.
Таким образом, администрацией исправительного учреждения созданы достаточные и необходимые условия для осужденных об ознакомлении с актуальным законодательством Российской Федерации и изменениями к нему. Доказательств об обратном, в материалы дела не представлено.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что об отсутствии со стороны административных ответчиков незаконных действий (бездействий), выразившихся в не ознакомлении истца с постановлением N 92 от 08.11.2021 и информацией о порядке предоставления длительных свиданий в период пандемии COVID-19, а так же об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требования Сеньковича А.Н.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве допустимых доказательства по делу показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Карнаухова С.А, Кондакова А.С, Бояринцева В.Н, Митяева С.Д, отбывающих наказание вместе с административным истцом по основаниям, указанным в обжалуемом судебном акте, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 ноября 2022 года по административному исковому заявлению Сеньковича А. Н. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ ИК-25 Васильеву В.В, начальнику ОВРсО ФКУ ИК-25 Чувьюрову С.А. о признании действий (бездействия) незаконными оставить без изменения, кассационную жалобу Сеньковича А. Н. - без удовлетворения.
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.