Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Широковой Е.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Новоселова А. С, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, Федеральной службы исполнения наказаний России на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022 года по административному делу N 2а-2946/2022 по административному исковому заявлению Новоселова А. С. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе.
По первой инстанции решение вынесено Череповецким городским судом Вологодской области 30 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новоселов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области" (далее - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 1 825 000 рублей.
В обосновании требований указал, что содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области в период с 03 октября 2018 года по 27 февраля 2019 года, а также с 15 октября 2020 года по 13 мая 2021 года в камерных помещениях NN 205 (3 человека), 281, 278 (2 человека), 128, 130, 214, 215 (один) в ненадлежащих условиях: санитарная площадь в камерных помещениях на одного человека составляла менее 2, 5 кв.м.; в камерных помещениях NN 128, 130, 214, 215 санитарные комнаты расположены на расстоянии менее 1 м. от обеденного стола, кроме того, не соблюдена приватность (отсутствовали стены, двери); во всех камерах были крысы, насекомые, краска на стенах и потолках обшарпана, большая влажность, на стенах имелись следы плесени, отсутствовала вентиляция, горячая вода, тусклое освещение, в зимнее время было очень холодно, температурный режим не соблюдался. В камерных помещениях не отведено место для стрижки, в оборудованной комнате административный истец не подстригался, поскольку после стрижки других осуждённых машинка для стрижки волос не обрабатывалась. Также отсутствовал таз, что не позволяло стирать белье, в прачечную одежду для стирки не брали, приходилось стирать в раковине холодной водой, не имелось условий для сушки белья. В камерах не было теле- и радиовещания, холодильника, газеты выдавались крайне редко, настольные игры не предоставлялись совсем. Двухъярусные кровати не были оборудованы лестницей либо иным приспособлением для подъема на второй ярус, продолжительность прогулок составляла менее 1 часа, зачастую даже менее 30 минут, помывка - менее 15 минут, на прием к начальнику медицинской части Новоселов А.С. смог попасть лишь спустя 4 месяца после неоднократных обращений.
Определением суда от 28 апреля 2022 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее - УФСИН России по Вологодской области).
Решением Череповецкого городского суда от 30 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Новоселову А.С. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022 года решение Череповецкого городского суда от 30 мая 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым суд постановилвзыскать с ФСИН Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Новоселова А.С. компенсацию в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать.
На вступившее в законную силу судебное постановление административные ответчики и истец подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 годаN 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Во исполнение статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 приказом N 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка), действовавшие в период возникновения спорных правоотношений.
В соответствии со статьями 17, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершений преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции, рассматривая требования административного истца и не находя оснований для признания ненадлежащими условий содержания Новоселова А.С. в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области в спорные периоды в части доводов о недостаточности личного пространства, несоблюдении условий приватности при пользовании санитарной комнатой, антисанитарном состоянии помещений камер, наличии в камерных помещениях грызунов и насекомых, ненадлежащей работе вентиляционной системы, недостаточном освещении, несоблюдении температурного режима, отсутствии надлежащих условий для стрижки, отсутствии таза, теле- и радиовещания, холодильника, настольных игр, крайне редкой выдаче периодической прессы, необорудовании кроватей средствами для подъема на второй ярус, недостаточном времени на помывку и прогулку, неоказании медицинской помощи, исходил из требований положений Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда не установила.
Отклоняя доводы истца о недостаточности личного пространства в камерах при его содержании в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области, суд первой инстанции сослался на представленные следственным изолятором сведения, согласно которым административный истец содержался в следующих камерах:
03 октября 2018 года - камера N 124, площадью 14, 1 кв.м, при этом в камере содержалось не более 3 человек, на каждого человека приходилось не менее 4, 7 кв.м, в период с 04 октября 2018 года по 22 декабря 2018 года - камера N 238, площадью 20, 9 кв.м, при этом в камере содержалось не более 5 человек, на каждого человека приходилось не менее 4, 18 кв.м, в период с 23 декабря 2018 года по 26 февраля 2019 года - камера N 205, площадью 21 кв.м, при этом в камере содержалось не более 4 человек, на каждого человека приходилось не менее 5, 25 кв.м, в период с 15 октября 2020 года по 20 декабря 2020 года - камера N 115, площадью 14, 3 кв.м, при этом в камере содержалось не более 3 человек, на каждого человека приходилось не менее 4, 7 кв.м, в период с 21 декабря 2020 года по 12 января 2021 года-камера N 128, площадью 7, 3 кв.м, в период с 13 января 2021 года по 20 января 2021 года - камера N 215, площадью 6, 9 кв.м, в период с 21 января 2021 года по 03 февраля 2021 года - камера N 128 площадью 7, 3 кв.м, в указанных камерах Новоселов А.С. содержался один, в период с 04 февраля 2021 года по 11 февраля 2021 года - камера N 281, площадью 17, 6 кв.м, при этом в камере содержалось не более 2 человек, на каждого человека приходилось не менее 8, 8 кв.м, в период с 12 февраля 2021 года по 23 февраля 2021 года ? камера N 120, площадью 14, 3 кв.м, при этом в камере содержалось не более 3 человек, на каждого человека приходилось не менее 4, 7 кв.м, в период с 24 февраля 2021 года по 03 марта 2021 года - камера N 130, площадью 8, 1 кв.м, с 04 марта 2021 года по 10 марта 2021 года - камера N 214, площадью 6, 7 кв.м, в указанных камерах Новоселов А.С. содержался один, в период с 11 марта 2021 года по 25 марта 2021 года - камера N 117, площадью 14, 6 кв.м, при этом в камере содержалось не более 3 человек, на каждого человека приходилось не менее 4, 8 кв.м, в период с 26 марта 2021 года по 29 марта 2021 года - камера N 4, площадью 14, 6 кв.м, при этом в камере содержалось не более 3
человек, на каждого человека приходилось не менее 4, 8 кв.м, в период с 30 марта 2021 года по 03 мая 2021 года - камера N 278, площадью 17, 1 кв.м, при этом в камере содержалось не более 2 человек, на каждого человека приходилось не менее 8, 55 кв.м, в период с 04 мая 2021 года по 13 мая 2021 года - камера N 6, площадью 15, 1 кв.м, при этом в камере содержалось не более 3 человек, на каждого человека приходилось не менее 5 кв.м.
Таким образом, оценив представленные административным ответчиком документы о наполняемости и площади камер, в которых содержался Новоселов А.С, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении нормы санитарной площади и наличии достаточного доступного пространства для свободного передвижения.
Оценивая доводы административного истца о несоблюдении приватности в камерах NN 128, 130, 214, 215 ввиду отсутствия стен и дверей, суд правомерно исходил из того, что условия содержания Новоселова А.С. в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Вологодской области не нарушали прав административного истца и необходимых требований приватности, поскольку в данных камерах он содержался один, санитарный узел отгорожен перегородкой.
Также не свидетельствует о нарушении прав Новоселова А.С. и тот факт, что в данных камерах обеденные столы расположены на расстоянии менее 1 метра от санитарной комнаты, поскольку какими-либо нормативными правовыми актами порядок установки стола в камере относительно санузла не регламентирован.
Дератизационные и дезинсекционные мероприятия в камерах ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области проводились и проводятся регулярно на договорной основе со специализированными организациями, что подтверждается актами выполненных работ.
За время содержания административного истца в следственном изоляторе жалоб с его стороны на наличие насекомых, грызунов и т.д. не поступало.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы Новоселова А.С. о неудовлетворительном санитарном состоянии камерных помещений, поскольку они также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Актами о санитарном состоянии камерных помещений, подтверждается, что санитарное и техническое состояние камер удовлетворительное, камерные помещения пригодны для проживания спецконтингента.
Обоснованно отклонены судом первой инстанции и доводы административного истца об отсутствии таза, теле- и радиовещания, настольных игра, холодильника, редкой выдаче газет, необорудовании двухъярусных кроватей лестницей.
Так, в соответствии с пунктами 40, 41 и 42 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).
Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и "данные изъяты" - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.
Пунктами 46, 48, 49 Правил внутреннего распорядка определено, что настольные игры выдаются из расчета по одному комплекту на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек. Издания периодической печати из библиотеки СИЗО выдаются в камеры по мере их поступления из расчета одна газета на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек. Обмен книг и журналов из библиотеки СИЗО осуществляется не реже одного раза в 10 дней. Правила пользования библиотечным абонементом утверждаются начальником СИЗО.
Таким образом, вопреки мнению Новоселова А.С. требованиями действующего законодательства наличие в камерах следственных изоляторов холодильников не является обязательным (только при наличии такой возможности), какое-либо приспособление для подъема на второй этаж двухъярусных кроватей не предусмотрено.
Каких-либо доказательств того, что административному истцу не выдавали таз, настольные игры, периодическую прессу, не осуществлялось теле- и радиовещание не имеется, за время содержания Новоселова А.С. в следственном изоляторе жалоб с его стороны по указанным фактам не поступало.
Доводы Новоселова А.С. о нарушении температурного режима, отсутствии вентиляции в камерных помещениях, повышенную влажность, тусклое освещение не нашли своего подтверждения. Оконные проемы камер имели стандартные размеры и были остеклены, конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха и естественного освещения. Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением, так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением.
Подпунктом 13 пункта 60 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279 (далее - Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами), определено, что в камерах исправительных учреждений предусматривается общее и дежурное освещение; общее освещение обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами или с лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке и ограждаются металлической сеткой;- для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15-25 Вт, которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним.
В ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области общее освещение обеспечивается во всех камерах двумя потолочными светильниками с люминесцентными лампами (две лампы на один светильник), которые установлены на потолке и ограждаются металлической сеткой. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15-25 Вт. которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним, что соответствует указанным выше требованиям Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами.
Согласно "СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденному Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года N 245/пр в камерах режимного корпуса, карантинных камерах следует предусматривать: металлическую двухъярусную кровать (одно спальное место на каждого подозреваемого, обвиняемого или осужденного); прикроватные тумбочки (одна на двух подозреваемых, обвиняемых или осужденных); столы и скамейки с числом посадочных мест по числу мест в камере из. расчета периметра стола и длины скамеек 0, 4 пог. м на одного подозреваемого, обвиняемого или осужденного; настенный шкаф или закрытая полка для хранения продуктов (одна ячейка на одного подозреваемого, обвиняемого или осужденного); подставку под бак с питьевой водой; - настенную вешалку для верхней одежды (один крючок на одного подозреваемого, обвиняемого или осужденного); настенную полку для туалетных принадлежностей; - раковину (умывальник); изолированную санитарную кабину с унитазом.
Наличие в следственных изоляторах мест для сушки белья в камерных помещениях либо мест, отведенных для указанных целей, нормативной документацией не предусмотрено.
Согласно пункту 45 Правил внутреннего распорядка, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Санитарная обработка спецконтингента в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области осуществлялась не реже одного раза в неделю, предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, что подтверждается имеющимися в материалах дела журналами учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Фактов нарушения прав Новоселова А.С. на еженедельную помывку и пункта 45 Правил внутреннего распорядка не установлено.
Также не нашли своего подтверждения и ссылки административного истца о нарушении администрацией следственного изолятора пункта 134 Правил внутреннего распорядка, согласно которому подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Журналами учета прогулок подозреваемых, обвиняемых и осужденных подтверждено, что административному истцу в период его содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области предоставлялись прогулки на территорий прогулочных двориков, при этом продолжительность данных прогулок составляла не менее 1 часа каждый день.
Ссылки административного истца на отсутствие условий для стрижки голословны.
Приложение N 2 к Правилам внутреннего распорядка содержит перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету.
В соответствии с названным приложением, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, не позволяется пользоваться и иметь при себе личные машинки (приборы) для стрижки волос.
Данный запрет обусловлен необходимостью обеспечить безопасность самих подозреваемых и обвиняемых, персонала, иных лиц, исключить возможность ненадлежащего использования определенных вещей и предметов в условиях содержания под стражей, а также исключить основания для возможных конфликтов между подозреваемыми и обвиняемыми по поводу владения этими вещами и предметами.
В ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области функционирует парикмахерская, что не оспаривалось административным истцом, где по письменному заявлению подозреваемых, обвиняемых и осужденных осуществляется их стрижка. Доводы Новоселова А.С. о том, что обработка инструмента не проводится, являются надуманными.
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно- гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Частями 1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее - Порядок) утвержден приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285.
Пунктом 8 Порядка определено, что лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
Согласно пунктам 126, 127, 128 Правил внутреннего распорядка для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.
Подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
Амбулаторная помощь оказывается подозреваемым и обвиняемым в камерах, иных помещениях, а также в специализированных кабинетах медицинских частей СИЗО. Выдача лекарственных препаратов, в том числе полученных в передачах на имя подозреваемых и обвиняемых, осуществляется по назначению лечащего врача в установленных дозах и количествах индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и записями в медицинской карте больного.
В ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым, осужденным осуществляется сотрудниками филиала "Медицинская часть N 9" ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России.
Справкой временно исполняющего обязанности начальника филиала "Медицинская часть N 9" ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России Смирнова А.В. от 16 мая 2022 года подтверждается, что Новоселов А.С. при первичных медицинских осмотрах жалоб не предъявлял, состояние удовлетворительное, диагноз: соматически и психически здоров. За время нахождения в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области административный истец в медицинскую часть не обращался, на учете не состоял, обращений не зафиксировано.
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России по запросу суда апелляционной инстанции копиями медицинской карты Новоселова А.С.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих доводы Новоселова А.С. о ненадлежащем оказании ему медицинской помощи либо об отказе в оказании медицинской помощи.
Необоснованными являются и ссылки административного истца о том, что при переводе из одной камеры в другую камерные помещения были неубранные, поскольку обязанность следить за чистотой в камерах и проводить уборку возлагается действующим законодательством на лиц, содержащихся в таких камерах.
Разрешая заявленные административным истцом требования о нарушении условий содержания в камерах следственного изолятора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт отсутствия горячего водоснабжения в камерах ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области, в которых содержался административный истец, не может рассматриваться, как нарушение его прав и законных интересов, полагая, что требования об обязательном горячем водоснабжении в помещениях следственного изолятора действующими законодательством не предусмотрено, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для присуждения денежной компенсации за нарушение условий содержания в указанной части.
Между тем, с приведенными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда не согласилась, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Действительно, Правилами внутреннего распорядка, кроме прочего, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, а именно согласно пункту 43 Правил внутреннего распорядка при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Однако, судом первой инстанции не учтено, что Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года N 245/пр утвержден Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (далее - Свод правил). Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом и имеет номер СП 247.1325800.2016.
Согласно пункту 1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (пункт 1.2).
В силу пункта 19.5 указанного Свода правил, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств создания вышеуказанных условий содержания Новоселову А.С. в учреждении уголовно-исполнительной системы, а именно доступа к горячему водоснабжению, в соответствии с требованиями закона, в то время как обязанность доказать отсутствие нарушений установленных правил и норм в силу положений статьи 62 и пункта 3 частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложена на административных ответчиков.
Выводы суда первой инстанции об обеспечении в камерах следственного изолятора мер компенсационного характера отсутствующему горячему водоснабжению в виде возможности иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать электрокипятильники заводского изготовления или чайники электрический мощностью не более 0, 6 кВт, являются неправильными, не обеспечивающими административному истцу его права по поддержание своего гигиенического состояния в надлежащем состоянии. Отсутствие обращений истца к администрации СИЗО с требованиями о выдаче горячей воды по мере необходимости не свидетельствует об обеспечении его горячим водоснабжением и об отсутствии нарушения его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений, выразившихся в отсутствии обеспечения горячего водоснабжения в камерах следственного изолятора, являются неверными.
С учетом установленных в рамках апелляционного рассмотрения нарушений, выразившихся в необеспечении в камерах изолятора горячего водоснабжения, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав и законных интересов, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, в рамках настоящего административного дела установлено несоответствие условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области установленным законом требованиям. Ненадлежащими условиями содержания Новоселову А.С. были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, лишений и неудобств, который неизбежен при лишении свободы, и которые повлекли нарушение его прав и законных интересов на надлежащее обеспечение условий его содержания в изоляторе, нормальное обеспечение его жизнедеятельности, в связи с чем, является неправильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу Новоселова А.С. соответствующей денежной компенсации.
Поскольку решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления не может быть признано законным и обоснованным, оно было отменено с вынесением нового решения о взыскании в пользу административного истца компенсации за нарушение условий его содержания в следственном изоляторе, выразившихся в отсутствии в камерных помещениях горячего водоснабжения.
С учетом положений части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подпункта 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, указанная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит взысканию с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации.
При определении размера взыскиваемой в пользу Новоселова А.С. компенсации судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений в течение почти одного года, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с проектировкой и строительством здания изолятора, отсутствие у административного истца в условиях следственного изолятора реальной возможности пребывания за пределами помещений с ненадлежащими условиями содержания в других помещениях, отсутствие последствий для административного истца, а также исходит из принципов разумности и справедливости.
С учетом изложенного, принимая во внимание все приведенные выше обстоятельства в их совокупности, в пользу Новоселова А.С. была взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 10 000 рублей.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на отсутствие вины органов исполнения наказания в ненадлежащих условиях содержания Новоселова не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Таким образом, законом прямо предусмотрено взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей при отсутствии вины органов государственной власти и должностных лиц, а так же взыскание данной компенсации с главного распорядителя бюджетных средств - ФСИН России, а не с Министерства финансов Российской Федерации.
Кассационные жалобы не содержат доводов, которым не была дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Новоселова А. С. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе оставить без изменения, кассационные жалобы Новоселова А. С, ФКУ СИЗО N 3 УФСИН по Вологодской области, УФСИН по Вологодской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.