Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Какурина А.Н, судей Осиповой Е.М, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Левковская средняя школа N 7", администрации Вельского муниципального района Архангельской области, управлению образования администрации Вельского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, по кассационной жалобе администрации Вельского муниципального района Архангельской области на решение Вельского районного суда Архангельской области от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, выслушав возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Левковская средняя школа N 7" (далее - МБОУ "Левковская СШ N 7"), администрации Вельского муниципального района Архангельской области, управлению образования администрации Вельского муниципального района о возложении обязанностей по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения исполнения МБОУ "Левковская СШ N 7" законодательства об антитеррористической защищенности. К моменту рассмотрения дела МБОУ "Левковская СШ N 7" в здании структурного подразделения "Детский сад N 10 "Малютка" МБОУ "Левковская СШ N 7", расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Пасьва, ул. Фефилова, д. 1-а: объекты (территории) не оборудованы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и не обеспечено их поддержание в исправном состоянии (отсутствует устойчивая мобильная связь); в основном здании МБОУ "Левковская СШ N 7", расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Пасьва, ул. Свердлова, д. 16 и в здании структурного подразделения "Детский сад N 10 "Малютка" МБОУ "Левковская СШ N 7", расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Пасьва, ул. Фефилова, д. 1-а, не организовано взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в основном здании МБОУ "Левковская СШ N 7", расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Пасьва, ул.
Свердлова, д. 16, не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим, не осуществляется контроль за их функционированием. С учетом изложенного прокурор просил обязать МБОУ "Левковская СШ N 7" в срок до 1 января 2024 г..устранить указанные нарушения, а администрацию Вельского муниципального района, управление образования администрации Вельского муниципального района в срок до 1 декабря 2022 г..профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 24 августа 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены, на МБОУ "Левковская СШ N 7" возложена обязанность в срок до 1 января 2024 г. в здании структурного подразделения "Детский сад N 10 "Малютка" МБОУ "Левковская СШ N 7", расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Пасьва, ул. Фефилова, д. 1-а, оборудовать объекты (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии (отсутствует устойчивая мобильная связь); организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в основном здании МБОУ "Левковская СШ N 7", расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. Пасьва, ул. Свердлова, д. 16, обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим, осуществлять контроль за их функционированием.
На администрацию Вельского муниципального района Архангельской области, управление образования администрации Вельского муниципального района возложена обязанность в срок до 1 декабря 2022 г. обеспечить финансирование МБОУ "Левковская СШ N 7" на осуществление указанных мероприятий.
С МБОУ "Левковская СШ N 7" в доход бюджета Вельского муниципального района Архангельской области взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2023 года решение Вельского районного суда Архангельской области от 24 августа 2022 г. изменено в части установления срока обеспечения финансирования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Левковская средняя школа N 7" на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, принято в этой части новое решения, установлен срок до 1 января 2024 г. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность принятых судебных актов по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ "Левковская СШ N 7" является образовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность.
Согласно уставу МБОУ "Левковская СШ N 7" учредителем учреждения является муниципальное образование "Вельский муниципальный район". Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район". Собственником имущества является муниципальное образование "Вельский муниципальный район" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район". Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Вельский муниципальный район", а также за счет средств, полученных в результате приносящей доход деятельности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Функции и полномочия учредителя школы осуществляет управление образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области, являющееся структурным подразделением администрации Вельского муниципального района, но обладающее правами юридического лица.
Положением об управлении образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области, утвержденным решением 22 сессии Собрания депутатов Вельского муниципального района Архангельской области шестого созыва N 283 от 4 марта 2020 г, на управление возложены функции: создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организации; осуществления функции и полномочий учредителей муниципальных образовательных организации; обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организации, обустройства прилегающих территорий. В качестве главного распорядителя бюджетных средств на управление возложены обязанности по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств; ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета; внесение предложений по формированию и изменению бюджетных обязательств; внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определение порядка распределения между муниципальными образованиями субвенции.
При этом управление образования осуществляет исполнительно-распорядительные функции администрации района в сфере образования.
Согласно статье 23 Устава, муниципального образования "Вельский муниципальный район" администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - в соответствии с настоящим Уставом наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.
Полномочиями администрации согласно положению об администрации Вельского муниципального района, принятому 22 сессией Собрания депутатов Вельского муниципального района Архангельской области шестого созыва N 276 от 4 марта 2020 г, являются: разработка проекта бюджета и проектов программ социально-экономического развития Вельского муниципального района; обеспечение исполнения бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; осуществление иных полномочий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности Вельского муниципального района, и не отнесенных к компетенции Собрания депутатов.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", оценив доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из необходимости обеспечения безопасности детей и работников, находящихся в образовательном учреждении, путем принятия профилактических мер, направленных на противодействие терроризму, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав при этом, что согласно подпункту "е" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" при проведении категорирования объекта комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что срок по обеспечению финансирования должен быть установлен до 1 января 2024 г, в связи с чем суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований по возложению на заявителя обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, были предметом проверки и оценки судов двух инстанций и мотивированно отклонены с указанием на то, что финансирование деятельности образовательного учреждения относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического значения для рассмотрения спора.
Другие доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объема доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судом первой инстанции с учетом выводов суда апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Вельского муниципального района Архангельской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.