Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Григорьевой Ю.А, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1235/2022 по иску Солотиной Ольги Михайловны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Мурманской области о взыскании процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера, районного коэффициента, компенсации за нарушение срока выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Солотиной О.М. на решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Солотина О.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Мурманской области, просила взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области за период с августа 2021 г. по август 2022 г. процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера в размере 665 398, 4 руб, районный коэффициент 332 699, 2 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты денежного содержания 142 284, 16 руб, компенсацию морального вреда 50 000 руб, возложить обязанность произвести самостоятельный расчёт и выплатить проценты в размере не ниже одной стопятидесятой, действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм 998 097, 6 руб, начиная с 26 августа 2022 г. по день фактического расчёта, включительно.
Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 5 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 декабря 2022 г, в удовлетворении исковых требований Солотиной О.М. отказано.
В кассационной жалобе Солотиной О.М. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 20 ноября 1995 г. Солотина О.М. занимала различные должности в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области.
1 февраля 2005 г. с Солотиной О.С. заключен служебный контракт, в соответствии с которым истец принята на должность заместителя начальника отдела камеральных проверок N 2 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области от 9 февраля 2010 г. N 04-058/40 разработано Положение "О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданкой службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области", согласно которому на все виды единовременных поощрений процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент не начисляются (пункт 3.4 раздела III).
Приказом от 6 июня 2017 г. N 16-03/58 Солотина О.М. переведена на должность начальника отдела камеральных проверок N 1 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области.
Дополнительным соглашением к служебному контракту от 1 февраля 2005 г. N 28 внесены изменения, в том числе в пункт 9 контракта, из содержания которого следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. К денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
В период с августа 2021 г. по август 2022 г. Солотиной О.М. выплачено материальное стимулирование в размере 427 671 руб. и средства материального стимулирования в размере 404 077 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 37 Конституции Российской Федерации, статьями 11, 21, частью второй статьи 22, частью первой статьи 129, статьями 135, 146, 148, 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), пунктом 4 части 1 статьи 14, частями 1, 2, 5, 10 статьи 50, частями 1-3, 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", подпунктом "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направления совершенствования системы государственного управления", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, принимая во внимание, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, выплачиваемые за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляемых в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой России на основании постановлений Правительства Российской Федерации.
Ссылаясь на локальный нормативный акт - пункт 3.4 раздела III Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты и предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, утверждённого приказом Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области от 9 февраля 2019 г. N 04-05/40 (далее - Положение N 04-05/40), указал, что на все виды единовременных поощрений процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент не начисляются.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в том числе статье 313 Трудового кодекса, предусматривающей, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми акта Российской Федерации.
Согласно статье 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Обоснованно применяя к спорным правоотношениям Положение N 04-05/40, суд правомерно указал на отсутствие правовых оснований для начисления процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент на суммы дополнительного материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета. При этом судебная коллегия не усматривает противоречий, на которые истец ссылается в кассационной жалобе, в выводах суда о включении выплат материального стимулирования в состав денежного содержания, с одной стороны, и не начислении на них процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент, с другой стороны, поскольку условия выплаты единовременного поощрения определены локальным нормативным актом.
Доводы кассационной жалобы о неправильном определении правовой природы выплат со ссылкой на правоприменительную практику направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Солотиной Ольги Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.