Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокин М.С, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при ведении протокола помощником судьи ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Хезмэт" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части по апелляционной жалобе Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 24 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец ООО "Хезмэт" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", которое включено в пункт 697 Перечня на 2018 год, пункт 6103 Перечня на 2020 год, пункт 2973 Перечня на 2021 год, пункт 2257 Перечня на 2022 год, с чем административный истец не согласен, поскольку спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем включение здания в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункт 697 Перечня на 2018 год, пункт 6103 Перечня на 2020 год, пункт 2973 Перечня на 2021 год, пункт 2257 Перечня на 2022 год.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2023 года административное исковое заявление ООО "Хезмэт" удовлетворено. Признаны не действующими со дня принятия:
пункт 697 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
пункт 6103 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1810 от 24 декабря 2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
пункт 2973 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1907 от 15 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
пункт 2257 приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N2603 от 15 декабря 2021 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
С административного ответчика в пользу ООО "Хезмэт" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 18 000 руб.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подало апелляционную жалобу, в которой просило указанное решение суда от 26 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда от 26 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. в заключении полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к отдельным объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1 000 кв. м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" установлено, что в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Из положений федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2018 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2020 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2021 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2022 год.
Суд, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 14, 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), информации, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Башкортостан, ООО "Хезмэт" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", которое включено в пункт 697 Перечня на 2018 год, пункт 6103 Перечня на 2020 год, пункт 2973 Перечня на 2021 год, пункт 2257 Перечня на 2022 год.
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 508, 8 кв. м имеет назначение "нежилое", наименование: "здание дома быта ООО "Хезмэт" Татышлинского райпо".
По состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней, указанное здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" арендатором которого является ООО "Хезмэт" Татышлинского райпо на основании Договора аренды земель населенных пунктов N 42 от 14 октября 2002 года, заключенного на период с 14 октября 2002 года по14 октября 2052 года.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок", который не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в Перечни необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту, составленному Янаульским межрайонным филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на 19 июля 2010 года, указанное нежилое здание состоит из литеры А (наименование и фактическое использование - Здание дома быта ООО "Хезмэт" Татышлинского райпо), имело площадь 1 553, 6 кв. м, в соответствии с экспликацией состояло из помещений, имеющих следующее назначение: цокольный этаж - лестничные площадки, коридоры, склады; первый этаж - тамбур, коридоры, помещения, лестн. кл, склады; второй этаж - лестн. кл, помещения, коридоры.
По данным технического паспорта, составленного Татышлинским территориальным участком Нефтекамского филиала ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на 12 мая 2016 года, ранее выполненный технический паспорт от 19 июля 2010 года аннулирован (т.1 л.д.29).
Согласно техническому паспорту по состоянию на 12 мая 2016 года, указанное нежилое здание состоит из литеры А (наименование и фактическое использование - Здание дома быта ООО "Хезмэт" Татышлинского райпо), имеет площадь 1 508, 8 кв. м, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану здание состоит из помещений, имеющих следующее назначение: подвал - лестничные площадки, коридоры, помещения, сан.узлы, тамбур; первый этаж - тамбур, коридоры, помещения, сан.узлы, лестн. кл.; второй этаж - лестн. кл, помещения, коридоры, сан.узлы.
По заявлению ООО "Хезмэт" от 4 октября 2016 года произведен государственный кадастровый учет изменений здания с кадастровым номером "данные изъяты" в связи с изменением его площади с 1 553, 6 кв. м до 1 508, 8 кв. м на основании разрешения на строительство от 27 сентября 2016 года (реконструкция объекта капитального строительства) и акта приемки законченного строительством объекта от 30 сентября 2016 года
Технический план здания не содержит сведений о назначение, разрешенном использовании или наименовании помещений в указанном здании, а также экспликацию к поэтажным планам здания.
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что указанное здание подлежало включению в оспариваемые Перечни исходя из критерия назначения, разрешенного использования или наименования помещений.
Согласно Акту обследования фактического использования спорного объекта недвижимости по состоянию на 18 июля 2019 года комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года N 1038, установлено, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет - 100% (1 508, 8 кв. м).
В ходе обследования комиссией установлено, что здание используется:
1 этаж: ИП Салихов А.А, торговая пл. 57 кв. м, ИП Бадертдинова Я.Г. офис 12 кв. м, ОАО "Башзооветснаб ветаптека 16 кв.м, ИП Минигараев Б.Х. офис 12 кв. м, ИП Халитова Р.Р. торговая пл. 68 кв. м, ООО "ПРОФИМ" торговая пл. 36 кв. м;
2 этаж: ИП Фаузиева Г.Р. офис 58, 2 кв. м, КП РФ Хамотдинов А. офис 12 кв. М;
цокольный этаж: ИП Валинурова Д.Ф. пекарня 38 кв. м, ООО "ПРОФИМ" склад 50 кв. м.
По результатам проведенного обследования комиссией установлено, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Акту обследования фактического использования спорного объекта недвижимости по состоянию на 20 июля 2020 года комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года N 1128, установлено, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет - 100% (1 508, 8 кв.м.).
В ходе обследования комиссией установлено, что здание используется:
1 этаж: ИП Салихов А.А, торговая пл. 57 кв. м, ОАО "Башзооветснаб ветаптека 16 кв. м, ИП Минигараев Б.Х. офис 12 кв. м, ИП Халитова Р.Р. торговая пл. 68 кв. м, ООО "ПРОФИМ" торговая пл. 36 кв. м.;
2 этаж: ИП Фаузиева Г.Р. офис 58, 2 кв. м, КП РФ Хамотдинов А. офис 12 кв. м.;
цокольный этаж ИП Валинурова Д.Ф. пекарня 38 кв. м, ООО "ПРОФИМ" склад 50 кв. м.
Остальные помещения занимает ООО "Хезмэт" под парикмахерские, ремонт обуви, одежды, бытовой техники.
По результатам проведенного обследования комиссией установлено, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Акту обследования фактического использования спорного объекта недвижимости по состоянию на 19 апреля 2021 года, составленном без доступа в здание, комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, установлено, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет - 100% (1 508, 8 кв. м).
В ходе обследования комиссией установлено, что здание используется: ООО "Хезмэт" Татышлинского райпо - парикмахерская, ремонт обуви, одежды, ООО Валентина" - массажный салон, Валеева Ф.Ф. - офис, ОАО "Башзооветснаб - ветеринарная аптека, ИП Фаузиева Г.Р. - офис, ИП Нигматянов А.Н. - мебель под заказ, Партия КПРФ - офис.
По результатам проведенного обследования комиссией установлено, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд критически отнесся к указанным актам обследования фактического использования спорного объекта по следующим основаниям.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, за исключением случаев, указанных в пункте 2.13 Порядка (пункт 2.5 Порядка).
В акте обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 19 апреля 2021 года указано, что мероприятие проведено без доступа комиссии в здание, при этом, в нарушение пункта 2.5 указанного Порядка в акте обследования не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание, в связи с чем суд пришел к выводу, что содержание данного акта не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисной, торговой инфраструктуры, бытового обслуживания или общественного питания.
Площадь нежилого здания, используемая в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, с учетом сведений, указанных в актах обследования фактического использования спорного объекта недвижимости: по состоянию на 18 июля 2019 года - 271, 2 кв.м, что составляет 17, 97 % от общей площади здания; по состоянию на 20 июля 2020 года - 259, 2 кв. м, что составляет 17, 18 % от общей площади здания. Кроме того, в акты включена пекарня площадью 38 кв. м (ИП Валинурова Д.Ф).
Определение объектов общественного питания дано в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации. Под объектом общественного питания имеющим зал обслуживания посетителей, понимается - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Объектом общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, понимается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
Таким образом, достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что пекарня (ИП Валинурова Д.Ф.) предназначена и используется, как объект общественного питания в материалы дела не представлено.
Указание в актах о том, что все здание используется под цели предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о нарушении методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Представленные административным истцом договоры аренды нежилых помещений, действующие на дату утверждения оспариваемых Перечней, также не подтверждают использование в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20% от общей площади спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, акты фактического обследования правомерно не приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного здания.
Согласно сведениям Управления ФНС по Республике Башкортостан от 18 января 2023 года контрольно-кассовая техника по адресу нахождения спорного объекта недвижимости в рассматриваемые периоды была зарегистрирована на ООО "Хезмэт" (Дом быта) и Минигараева Б.Х. (12 кв. М), что не позволяет определить площадь объектов, используемых в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представил.
Кроме того, суд пришел к выводу, что спорное здание не отвечает критерию, установленному в подпункте 3 пункта 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций", поскольку площадь здания составляет 1508, 8 кв. м, в то время как по фактическому использованию в Перечни подлежат включению отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них.
При обращении в суд с иском ООО "Хезмэт" оплатил государственную пошлину в размере 18 000 руб, в связи с чем суд на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика в пользу ООО "Хезмэт" расходы по оплате государственной пошлины.
Указанные выводы суда являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно актам обследования фактического использования спорного здания установлено, что здание фактически используется как административно-деловой центр, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку согласно выписке из ЕГРН площадь здания составляет 1 508, 8 кв. м, что менее 2 000 кв. м, в то время как в силу положений пункта 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" в Перечни по критерию фактического использования могли быть включены лишь отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м.
Поскольку по делу достоверно установлено, что названному критерию здание, исходя из его общей площади, не отвечает, то в оспариваемые Перечни по фактическому использованию оно также не могло быть включено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно сослался на технический паспорт от 12 мая 2016 года, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку технический паспорт, составленный Янаульским межрайонным филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на 19 июля 2010 года, аннулирован, о чем содержится отметка в техническом паспорте, составленном Татышлинским территориальным участком Нефтекамского филиала ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на 12 мая 2016 года (т.1 л.д.29).
Кроме того, исходя из экспликаций к поэтажным планам как в техническом паспорте от 19 июля 2010 года, так и в техническом паспорте от 12 мая 2016 года, в здании отсутствуют помещения, которые по своему наименованию, разрешенному использованию или назначению соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом технический план здания не содержит сведений о назначение, разрешенном использовании или наименовании помещений в здании, а также экспликацию к поэтажным планам здания.
Таким образом, сведениями, содержащимися в ЕГРН, и документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в оспариваемые Перечни исходя из назначения, разрешенного использования или наименование помещений в нем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное здание соответствовало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в оспариваемые Перечни.
Вместе с тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения указанного здания в Перечни на 2018, 2020, 2021 и 2022 года.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 апреля 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.