Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при ведении протокола секретарем Кулиевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отель-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Кафе Кама" о признании недействующим со дня принятия пункта 5114 постановления Правительства Республики Башкортостан N636 от 24 декабря 2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 276 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1810 от 24 декабря 2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 2385 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1907 от 15 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 2542 приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N2603 от 15 декабря 2021 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Отель-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Кафе Кама" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Данные документы опубликованы на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктом 5114 Перечня на 2019 год, пунктом 276 Перечня на 2020 год, пунктом 2385 Перечня на 2021 год, пунктом 2542 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2022 годы было включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес"
Административные истцы ООО "Отель-сервис", ООО "Кафе Кама", являющиеся собственниками нежилых помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес" обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения в пункт 5114 Перечня на 2019 год, в пункт 276 Перечня на 2020 год, в пункт 2385 Перечня на 2021 год, в пункт 2542 Перечня на 2022 год здания с кадастровым номером N
В обоснование требований указано, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение здания в оспариваемые Перечни нарушает права истцов, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Отель-сервис", ООО "Кафе Кама" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части, отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Отель-сервис", ООО "Кафе Кама" просят решение Верховного суда Республики Башкортостан от 12 января 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления, указав, что спорное здание не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем не подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2022 годы.
Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" пришел к правильному выводу, что постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Установлено, что пунктом 5114 Перечня на 2019 год, пунктом 276 Перечня на 2020 год, пунктом 2385 Перечня на 2021 год, пунктом 2542 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019-2022 годы, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в состав нежилого здания с кадастровым номером N входят нежилые помещения с кадастровыми номерами: N (назначение: нежилое, наименование: помещение, площадью 45, 1 кв.м.), N (назначение: нежилое, наименование: лит. А (1 эт, пом.N1-7, 11, 12, 12а, 13, 25, 2 эт, пом.N1-110, 110а, 111, 3 эт. пом.N1-13, 13а, 14-104, 104а, 105, 106, 4 эт, пом.N1, 1а, 1б, 1в, 2-4, 4а, 5-96), площадью 1965, 6 кв.м.), N (назначение: нежилое, наименование: помещение, площадью 1977, 5 кв.м.), N (назначение: нежилое, наименование: помещения, площадью 44, 8 кв.м.), N (назначение: нежилое, наименование: склад, площадью 13, 8 кв.м.), N (назначение: нежилое, наименование: гостиница "Кама", площадью 2533, 7 кв.м.), N (назначение: нежилое, наименование: нежилые помещения, площадью 567, 7 кв.м.).
Административный истец ООО "Отель-сервис" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N административный истец ООО "Кафе Кама" - нежилого помещения с кадастровым номером N
Киямова А.Г, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N
Из выписок из ЕГРН следует, что на нежилые помещения с кадастровыми номерами N зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан.
В отношении нежилого помещения с кадастровым номером N данные о правообладателе отсутствуют.
Из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан от 08 декабря 2022 года на запрос суда первой инстанции, следует, что по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней, объект недвижимости с кадастровым номером N располагался на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Для размещения гостиницы и парикмахерской "Таира".
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка "Для размещения гостиницы и парикмахерской "Таира" не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, нельзя определять налоговую базу исходя из кадастровой стоимости здания только потому, что оно расположено на участке, один из видов размешенного использования которого - размещение парикмахерской, без учета фактического использования здания, в связи с чем основанием для включения в оспариваемые Перечни спорного объекта недвижимости вид разрешенного использования земельного участка являться не может.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечень на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022год включению не подлежало.
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 28 июля 2006 года на здание гостиницы "Кама" по адресу: "адрес", в состав данного объекта недвижимости входят нежилые помещения, образующие:
объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 44, 8 кв.м. (литера А, 1 этаж, NN 8 (назначение - парикмахерская, площадью 21, 6 кв.м.), 9, 9а, 10, 10, 10б), объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1965, 6 кв.м. (литера А, 1 этаж: пом.N1-7, 11, 12, 12а, 13, 25, 2 этаж: пом.N1-110, 110а, 111, 3, этаж: пом.N1-13, 13а, 14-104, 104а, 105, 106, 4 этаж: пом.N1, 1а, 1б, 1в, 2-4, 4а, 5-96), объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 567, 7 кв.м. (литера А 1 этаж: пом N14-24, 26-53, литра А1 1 этаж: пом. N54, 56-62).
Объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 44, 8 кв.м, был приобретен ФИО1 на основании договора купли-продажи от 27.12.2021 г, заключенного с ФИО2
Право собственности ФИО3 зарегистрировано 16.01.2003 г. на основании договора купли-продажи от 13.01.2003, заключенного с МУП " "данные изъяты" по условиям которого:
в собственность ФИО4 переданы нежилые помещения, находящиеся на 1-ом этаже 4-х этажного здания, расположенного по адресу: "адрес", литера: А 9эт. 1/4, NN помещений 8, 9, 9а, 10, 10а, 10б) общей площадью 44, 8 кв.м, что подтверждается техническим паспортом, выданным 30.10.2002 г. НГУП УИОН; указанные нежилые помещения расположены на земельном участке, общей площадью 0, 1071 га, кадастровый номер N, закрепленном на МУП " "данные изъяты"" г. Нефтекамска на праве аренды; земельный участок обременен запретом на целевое использование (пункт 1 договора);
ЧП Зеленкина Т.И. обязана сохранить профиль использования объекта под парикмахерскую (пункт 9 договора).
Материалы кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N содержат кадастровый паспорт, составленный по состоянию на 28 июля 2006 года на здание гостиницы "Кама" по адресу: "адрес" так и технический паспорт, составленный по состоянию на 23 ноября 2000 года, выданный НГУП УИОН 30.10.2002 г, соответственно, данные документы приняты в целях кадастрового учета нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 44, 8 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 23 ноября 2000 года, выданному НГУП УИОН 30.10.2002 г, нежилое помещение первого этажа 4 этажного нежилого здания по адресу: "адрес" (кадастровый номер N), состоит из литеры А (площадь 44, 8 кв.м, наименование - арендуемые помещения, фактическое использование - парикмахерская), и следующих помещений: N8 - рабочий зал (22, 4 кв.м.), N9 - зал ожидания (5, 1 кв.м.), N9а -подсобное помещение (8, 0 кв.м.), N10 -прачечная (6, 3 кв.м.), N10а - душевая (1, 5 кв.м.), N10б - туалет (1, 5 кв.м.).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 28 июля 2011 года, нежилое помещение 1-го, 2-го, 3-го, 4-го этажа 4х этажного нежилого здания по адресу: "адрес" (кадастровый номер N) состоит из литеры А (наименование и фактическое использование - нежилые помещения), литеры А2 (наименование и фактическое использование - склад) и следующих помещений: вестибюль, умывальные, кассовый узел (2, 7 кв.м.), кабинка для клиентов, операционный зал, лестничные клетки, туалеты, коридоры, кабинеты, комнаты, ванные, офисы (12 кв.м, 9 кв.м, 12, 2 кв.м, 9, 6 кв.м, 12, 1 кв.м, 9, 3 кв.м.), подсобные помещения, приемная, бухгалтерия, обеденный зал, кухня, санузлы, - итого общая площадь 1978, 8 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 28 июля 2011 года, нежилое помещение первого этажа 4 этажного нежилого здания по адресу: Республика Башкортостан, г.Нефтекамск, пр-кт Комсомольский, N34 (кадастровый номер N), состоит из литеры А (площадь 463 кв.м, наименование - нежилые помещения, фактическое использование - торговля и общественное питание), литеры А1 (площадь - 104, 7 кв.м, наименование и фактическое использование - склад) и следующих помещений: коридоры, бухгалтерия, кабинет директора, зал для обслуживания, стол заказов, зал для реализации, кабинеты, комната отдыха, туалет, умывальные, раздевалка, комната охраны, овощные цеха, склад овощей, подсобное помещение, холодный цех, кондитерские цеха, горячий цех, посудомоечная, вип-зал обслуживания, цех заготовки, мясной цех - итого 567 кв.м.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что наличие помещений с наименованием "кабинет" в вышеприведенных документах технического учета (инвентаризации) не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
С учетом изложенного площадь помещений, наименование, назначение, разрешенное использование которых прямо предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания и офисов - 572 кв.м. (463 кв.м. + 44, 8 кв.м, + 12 кв.м, 9 кв.м, 12, 2 кв.м, 9, 6 кв.м, 12, 1 кв.м, 9, 3 кв.м. = 572 кв.м.), что составляет - 22, 15% от общей площади здания (2 582, 9 кв.м.).
Из сведений ЕГРН, а также имеющихся в составе кадастровых дел вышеуказанных объектов недвижимости документов технического учета (инвентаризации), предоставленных филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан по запросу Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, следует, что назначение, разрешенное использование и наименование частей помещений общей площадью не менее 20% общей площади спорного здания с кадастровым номером N предусматривает размещение офисов, торгового объекта, объекта общественного питания и объекта бытового обслуживания, в связи с чем данный объект недвижимости подлежит признанию предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания и офисов, что является самостоятельным основанием для его отнесения к объектам, соответствующим критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, на момент утверждения Перечней на 2019-2022 годы, соответственно данный объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемые Перечни.
Устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, статья 378.2 НК РФ, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней в качестве оснований для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, согласно актам обследования фактического использования спорных объектов недвижимости, составленным по состоянию на 29 июля 2019 года, 20 августа 2020 года, 05 февраля 2021 года комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, установлено, что здание с кадастровым номером N используется следующим образом: первый этаж: под деятельность общественного питания - кафе " "данные изъяты"" - 567 кв.м.; под торговую деятельность - салон оптики " "данные изъяты"" - 24, 6 кв.м, магазин " "данные изъяты"" - 13, 8 кв.м, под бытовое обслуживание - парикмахерская " "данные изъяты"" - 44, 8 кв.м.; на втором, третьем и четвертом этажах площадью 1932 кв.м. расположена гостиница " "данные изъяты"
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным, основанным на правильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отель-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Кафе Кама" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.