Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Стеклонит" о признании недействующим с момента принятия пунктов Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020 и 2021 годы, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
24 декабря 2018 года Правительство Республики Башкортостан издало Постановление N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 636 от 24 декабря 2018 года, Перечень).
Постановление N 636 опубликовано 24 декабря 2018 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru.
В пункт N Перечня к Постановлению N 636 от 24 декабря 2018 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включено административное здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
24 декабря 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года, Перечень).
Приказ N 1810 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorb.ru.
В пункт N Перечня к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, включено административное здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
15 декабря 2020 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1907 от 15 декабря 2020 года, Перечень).
Приказ N 1907 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorb.ru.
В пункт N Перечня к приказу N в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, включено административное здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
АО "Стеклонит" являясь собственником административного здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, с момента принятия, полагая, что спорное нежилое здание не соответствуют требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые пункты Перечней к приказу N 636 от 24 декабря 2018 года N 636, N 1810 от 24 декабря 2019 года, N 1907 от 15 декабря 2020 года нарушают права административного истца как собственника здания и налогоплательщика.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, считая указанное решение незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права, ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что здание правомерно включено в Перечни, так как соответствует установленным требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено здание позволяет включить его в Перечни. Также согласно актам обследования фактического использования здания по состоянию на 30 января 2018 года и 25 декабря 2019 года, площадь объектов используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов составляет 508, 10 кв. м (22% от общей площади) и 541, 4 кв. м (23% от общей площади), соответственно.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участившим в суде первой инстанции, представлены возражения об их необоснованности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, полагавшая, что решение суда подлежит оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", которое включено в пункт в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год и в пункт N Перечня на 2021 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым постановлениями Правительства Республики Башкортостан, а также приказами Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем, она обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Административным истцом компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемых приказов не оспаривалась.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что на момент утверждения Перечней доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади здания предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится, при этом, вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, отвергнув акты обследования ввиду того, что площадь помещений столовой - 361, 5 кв.м, определенная комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан актами обследования от 30 января 2018 года, 25 декабря 2019 года не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как используется для сотрудников АО "Стеклонит".
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Так, в Республике Башкортостан к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, отнесены, в частности:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 1, 3 части 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций").
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Между тем, как установилсуд, принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N.
При этом земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности. Магазины: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные); Предприятия общественного питания: столовые, кафе, закусочные, бары и т.д.; Объекты складского назначения IV -V классов вредности: оптовые базы и склады, мелкооптовые базы и склады.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 01 декабря 2022 года N 22-Исх/14217 по состоянию на 24 декабря 2018 года, 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года у объекта недвижимости административное здание с кадастровым номером N, площадью 2 341, 5 кв. м установлена связь с земельным участком с кадастровым номером N по адресу: "адрес", видом разрешенного использования - промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности. Магазины: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные); Предприятия общественного питания: столовые, кафе, закусочные, бары и т.д.; Объекты складского назначения IV -V классов вредности: оптовые базы и склады, мелкооптовые базы и склады, площадь 5 000 кв. м, зарегистрировано право собственности за Акционерным обществом "СТЕКЛОНиТ".
Суд первой инстанции, анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, пришел к верному выводу о том, что он не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, с чем судебная коллегия соглашается, поскольку данный вид разрешенного использования не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 (на момент постановки земельного участка на кадастровый учет), а также кодам классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни включено быть не могло.
Таким образом, для решения вопроса об отнесении спорного объекта недвижимости, размещенного на вышеназванном земельном участке, к объектам, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Судом первой инстанции установлено, что согласно данным технического учета - техническому паспорту от 3 сентября 2015 года, который был неоднократно представлен как административным истцом, административным ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, так и полученный по запросу суда, следует, что здание состоит из следующих помещений: служебное, техническое, бытовое, его помещения: электрощитовая, санузел, венткамера, коридор, лифт, лестничная клетка, склад, компрессорная, холодильная камера, цех, склад ГО ЧС, тамбур, холл, моечная, кухня (37, 4 кв. м), санузел, подсобное, столовая (45, 6 кв. м), столовая (65, 2 кв. м), мучной цех, мастерская, комната образцов продукции, подсобное помещение, кабинет, столовая (176, 1 кв. м), раздаточная, кухня (68, 2 кв. м), мясной цех, холодный цех, комната приема пищи, серверная, раздевалка, склад оргтехники, переход, подсобное помещение, архив, касса (7, 2 кв. м), касса (7, 5 кв. м), касса 3, 1 кв. м), помещение, мастерская, АТС, помещение ВУК, помещение часовой станции, машинное отд, актовый зал, фойе.
Площадь помещений столовой - 361, 5 кв. м, определенная комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан актами обследования от 30 января 2018 года, 25 декабря 2019 года (т. 1 л. д. 32-48) не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку используется для сотрудников АО "Стеклонит".
Помещения столовой (361, 5 кв. м) для ее обслуживания, которые согласно актам обследования от 30 января 2018 года, 25 декабря 2019 года (т. 1 л. д. 32-48) отнесены к объектам общественного питания, используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников общества, что подтверждается стандартом управления обществом - обеспечение охраны объектов общества и внутриобъектного режима (т. 1 л. д. 132-139).
При этом, площадь помещений, наименование которых предусматривает размещение их в целях статьи 378.2 НК РФ, составляет 17, 5% от общей площади здания. Вместе с тем, наименование помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Принимая во внимание, что в соответствии со сведениями технического учета, наименования помещений, которые используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляют менее 20 процентов общей площади этого здания, то по данному основанию спорное здание не подлежало включению в оспариваемые пункты Перечней.
Как следует из позиции административного ответчика, здание включено в Перечни на основании актов обследования, вида разрешенного использования земельного участка.
Так в материалах дела имеются три акта обследования фактического использования спорного здания, составленные 30 января 2018 года, 29 декабря 2019 года, а также 16 октября 2020 года.
Согласно актам обследования фактического использования спорного здания от 30 января 2018 года и 16 октября 2020 года, комиссией установлено, что обследуемый объект не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно акту обследования фактического использования спорного здания, составленные 29 декабря 2019 года, спорное здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, как и суд первой инстанции, так и судебная коллегия полагает необходимым критически отнестись к акту обследования фактического использования спорного здания, составленные 29 декабря 2019 года, поскольку основание для признания здания соответствующим критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации послужило то обстоятельство, что площадь объектов, используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов составляет 23% от общей площади здания.
Так в пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с
Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения), б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов); в) площадь помещений общего пользования (п.21.1, 2.2 Методики).
Представленный акт по указанным выше основаниям не соответствует требованиям ранее указанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.
Кроме того, судом первой инстанции, верно, указано, что площадь помещений столовой - 361, 5 кв. м, определенная комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в акте обследования от 25 декабря 2019 года не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку используется для сотрудников АО "Стеклонит", и подлежит исключению из площади помещений, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
В связи с чем, объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, по основанию фактического использования не подлежал включению в оспариваемые Перечни.
Вместе с тем в материалах дела имеются договоры аренды N72 от 16.01.2019 года - арендованные площади предоставляются для размещения складов и производственных помещений; N370 от 17.10.2014 года - производство оконных и дверных конструкций из ПВХ профиля; дополнительное соглашение от 1.03.2018 года к договору аренды N370 от 17.10.2014 года -250, 93 кв. м для обслуживания клиентов и других видов деятельности, договор N72 от 16.01.2019 года -51, 1 кв. м деятельность по организации офиса, договор расторгнут 15 января 2019 года, договор N298 от 1 августа 2015 года -253, 5 кв. м с целью осуществления им деятельности по оказанию услуг по общественному питанию; дополнительное соглашение от 1.09.2017 года к договору N298 от 01.08.2015 года -157, 4 кв. м с целью осуществления им деятельности по оказанию услуг по общественному питанию.
Таким образом, под услуги общественного питания, и офисы, согласно договорам аренды передано 462 кв. м, что составляет 19, 7 кв. м от общей площади здания 2341, 5 кв. м.
Целевое назначение сданных в аренду помещений по дополнительному соглашению от 1.03.2018 года к договору аренды N370 от 17.10.2014 года -250, 93 кв. м для обслуживания клиентов и других видов деятельности- не позволяет однозначно сказать, что арендованные площади переданы в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункта 7 статьи 3 НК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что объект недвижимости не мог быть включен в Перечни для целей, установленных НК РФ.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения объекта в Перечни, не представлено и не содержится таких доказательств и в апелляционной жалобе.
Доводы административного ответчика о включении спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества на основании статьи 378.2 НК РФ, исходя из вида разрешенного использования земельного участка на котором оно расположено не состоятельны, поскольку принадлежащее административному истцу здание расположено на земельном участке при множественности видов его разрешенного использования, что без установления его предназначения и фактического использования не может служить основанием для отнесения зданий к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости. По результатам фактического обследования установлено, что здание не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Не может служить основанием к отмене обжалуемого решения суда и довод о том, что судом не указано на основании каких нормативно-правовых актов суд пришёл к выводу о том, что совокупность кабинетов не является офисом, поскольку судом было указано, что термин "кабинет" не тождественен термину "офис", а наличие в нем офисов не подтверждено документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Другие доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные здания не отвечали признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, они не подлежали включению в Перечень, следовательно, суд первой инстанции на законных основаниях признал оспариваемые пункты недействующими ввиду их несоответствия статье 378.2 НК РФ.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.