Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сорокина М.С.
судей Мироновой Н.В, Красновой Н.П, при секретаре судебного заседания Кулиевой К.А, с участием начальника отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаричева Леонида Владимировича о признании недействующими в части со дня принятия постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе "адрес" на решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в издании "Бюллетень законов "адрес", правовых актов губернатора "адрес", исполнительных органов государственной власти "адрес"" N том 1, а также размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2021 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в издании "Бюллетень законов "адрес", правовых актов губернатора "адрес", исполнительных органов государственной власти "адрес"" N том 1, а также размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2022 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2023 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Административный истец Гаричев Л.В. обратился в "адрес"вой суд с административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 59:10:0104026:601, площадью 853, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", которое включено в пункт 3866 Перечня на 2021 год, пункт 3983 Перечня на 2022 год, в пункт 7962 Перечня на 2023 год.
По мнению административного истца, указанный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Его включение в Перечни на 2021, 2022, 2023 года противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате им налога на имущество организации в большем размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия: пункт 3866 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п; пункт 3983 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п; пункт 7962 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п.
"адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Гаричева Л.В. удовлетворено. Суд постановил:
Признать не действующими со дня принятия:
- пункт 3866 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая Фаза определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 3983 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая раза определяется как их кадастровая стоимость".
- пункт 7962 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", к постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
На "адрес" возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании "Бюллетень законов "адрес", правовых актов губернатора "адрес", исполнительных органов государственной власти "адрес"" на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
С "адрес" в пользу Гаричева Л.В. взысканы расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 900 рублей.
В апелляционной жалобе "адрес" просило решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, "адрес" указало, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) объект недвижимости с кадастровым номером 59:10:0104026:601, расположенный по адресу: "адрес", имел наименование: "административное здание", на момент включения в Перечни представлял собой административное здание площадью 853, 3 кв.м, предназначенное преимущественно для административной деятельности.
Следовательно, объект недвижимости с кадастровым номером 59: N предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения и обоснованно включен в оспариваемые Перечни, на основании сведений ЕГРН, он соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, а так же "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ 141-ПК, что является достаточным основанием для включения спорного объекта в Перечни. Решение суда основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, подлежит отмене.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе "адрес" представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренков Е.А. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От представителя заинтересованного лица - администрации Соликамского городского округа ФИО8 поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
В соответствии со статьями 1 и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с ДД.ММ.ГГГГ на территории "адрес" введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено: 1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
"адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано ДД.ММ.ГГГГ (статьи 1 и 2).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории "адрес" определены статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "О налоге на имущество организаций на территории "адрес" и о внесении изменений в "адрес" "О налогообложении в "адрес"" (далее "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК). Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 данной статьи, определяется "адрес".
Пунктом 1 части 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК (в редакции "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. м и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти "адрес", органов местного самоуправления в "адрес", автономных, бюджетных и казенных учреждений "адрес".
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен на 2021 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен на 2022 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен на 2023 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положения статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти "адрес"", Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти "адрес" и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", актов исполнительных органов государственной власти "адрес", порядке организации опубликования законов "адрес", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Здание с кадастровым номером 59 N:601, принадлежащее по праву собственности административному истцу включено в пункт 3866 таблицы 1 Приложения Перечня на 2021 год, пункт 3983 таблицы 1 Приложения Перечня на 2022 год, в пункт 7962 таблицы 1 Приложения Перечня на 2023 год.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N:601 расположенный по адресу: "адрес" общей площадью 853, 3 кв. м, что соответствует требованию пункта 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК к площади административно-делового и торгового центра.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, здание с кадастровым номером 59: N:601 имеет назначение: "нежилое здание", наименование "административное здание", количество этажей 3, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: "адрес", (т. 1 л.д. 153-154).
По сведениям, полученным из ФГБУ "ФКП Росреестра по "адрес"" по состоянию на дату оспариваемых нормативных правовых актов вышеуказанный объект недвижимого имущества расположен в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами 59: N:247.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по документу - "Склады различного назначения", по классификатору Росреестра - "Для размещения коммунальных, складских объектов".
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по документу - "Склады", по классификатору Росреестра "Для размещения складских помещений" (т. 1 л.д.152).
Таким образом, здание расположено на земельных участках, вид разрешенного использования которых, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные документы, связанные с видом разрешенного использования земельных участков, пришел к верному выводу, что здание расположено на земельных участках, вид разрешенного использования которых, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; иных документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанного здания в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела не содержится, таким образом, вид разрешенного использования земельных участков не может быть признан безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в Перечни объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту указанного нежилого здания с экспликацией к поэтажному плану здания, составленному Муниципальным предприятием "БТИ "адрес"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и полученному по запросу суда (л.д. 35 т.2) спорное здание имеет назначение "нежилое здание", используется по назначению состоит из трех этажей, включающих помещения с назначением:
Литер "А" 1 этаж: "коридор" (3), "сан узел", "помещение" (16);
2 этаж: "лестничная клетка" (1), санузел (1) "помещение" (13);
3 этаж: "лестничная клетка", "помещение" (12) (т. 2 л.д. 36-39).
Согласно техническому паспорту указанного нежилого здания с экспликацией к поэтажному плану здания, составленному ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки "адрес"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорное здание имеет назначение "административное здание", состоит из трех этажей, включающих помещения с назначением:
1 этаж: 2 "раздевалки", "слесарка", "кладовая", "душевая", "туалет", 2 "коридора", "кабинет", "лестничная клетка", "диспетчерская", "тамбур", "диспетчерская", "паспортный отдел";
2 этаж: 3 "кабинета", 3 "коридора", "туалет", "лестничная клетка", "архив", "отдел кадров";
3 этаж: "лестничная клетка", 4 "кабинета", "туалет", "приемная" (т. 1 л.д. 136-140).
Исследовав и оценив техническую документацию на спорное здание от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, экспликации к поэтажному плану здания, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии в нем помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, наименование помещений "кабинет", не является тождественным понятию "офис" и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.
Таким образом, в технических паспортах нежилого здания отсутствуют помещения, назначение которых можно было бы соотнести к критериям установленным для объектов недвижимости в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, наименование здания указано как "административное здание", о том, что согласно пунктам 3.1.4.8, 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 "административное здание - это здание, предназначенное преимущественно для административной деятельности; офис - пространство внутри здания, используемое преимущественно для административной деятельности", о правомерности его включения в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы само по себе без учета содержащихся в экспликации назначения, разрешенного использования или наименования находящихся в нем помещений, либо без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение мероприятий по определению фактического использования спорного здания с кадастровым номером 59:10:0104026:601, как отсутствуют и сами акты обследования фактического использования объекта недвижимости, до включения спорного нежилого здания в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы.
Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания.
Поскольку содержание технической документации не свидетельствует о наличии в спорном здании помещений, площадью более 20 процентов от общей площади здания, используемых в установленных статьей 378.2 НК РФ целях, фактического обследования здания не проводилось, суд пришел к правильному выводу о неправомерности включения спорного объекта в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы и об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал соответствующие пункты Перечней на 2021, 2022, 2023 годы недействующими со дня их принятия.
При обращении в суд административный истец оплатил государственную пошлину в размере 900 рублей (т. 1 л.д.3), в связи с чем, суд первой инстанции на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что спорный объект недвижимого имущества соответствовал критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадал под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеуказанного здания критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание подлежало включению в Перечни на, 2021, 2022, 2023 годы исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о наименовании здания, были обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку наименования здания, о правомерности его включения в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы само по себе без учета содержащихся в экспликации назначения, разрешенного использования или наименования находящихся в нем помещений, либо без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через "адрес"вой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.