Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Ежовой Ирины Сергеевны, действующей на основании доверенности, в интересах Брагина Александра Викторовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Воткинского района Удмуртской Республики, действующего в порядке замещения мирового судьи судебного участка N 2 г. Воткинска Удмуртской Республики от 23 декабря 2022 года, решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 февраля 2023 года, вынесенные в отношении начальника Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска Брагина Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Воткинского района Удмуртской Республики, действующего в порядке замещения мирового судьи судебного участка N 2 г. Воткинска Удмуртской Республики, от 23 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 февраля 2023 года, начальник Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска Брагин Александр Викторович (далее - Брагин А.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ежова Ирина Сергеевна, действующая в интересах Брагина Александра Викторовича просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), согласно которым:
- во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см (пункт 8.2);
- снежные валы на обочинах дорог категорий II - IV рекомендуется устраивать высотой не более 1, 0 м. На улицах: снег с проезжей части для временного складирования убирают в лотковую часть, на разделительную полосу или обочину и формируют в виде валов шириной не более 1, 5 м с разрывами длиной 2, 0 - 2, 5 м; устройство разрывов и очистку водосточных решеток осуществляют в течение 16 часов после окончания снегопада; в лотковой части снежный вал формируют на расстоянии 0, 5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод; перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается; вывоз сформированных снежных валов с улиц групп А - Д осуществляют в течение 9 дней, групп Е - в течение 12 дней с момента окончания снегопада (пункт 8.6);
- формирование снежных валов на улицах не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах (пункт 8.8).
Формирование снежных валов на улицах не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; па тротуарах (пункт 8.8 ГОСТ Р 50597-2017).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Положениями пунктов 6, 11 части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Решением "Об утверждении Положения "Об органе Администрации города Воткинска "Управления ЖКХ Администрации города Воткинска" от 31 октября 2018 года Управление осуществляет: обеспечивает содержание автомобильных дорог общего пользования (пункт 5 часть 1 статья 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Положения об органе Администрации города Воткинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска", утвержденною решением Воткинской городской думы от 2 ноября 2018 года N 340-РН (далее - Положение) Управление жилищно- коммунального хозяйства Администрации города Воткинска (далее - Управление) является органом Администрации города Воткинска, осуществляющим на территории муниципального образования "Город Воткинск" управленческие функции по решению вопросов местного значения, в том числе, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожною движения на них.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Положения Управление реализует, в том числе, функции по обеспечению содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мосток и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Пунктами 3, 5 статьи 5 Положения предусмотрено, что руководство управлением осуществляет начальник управления, который обеспечивает исполнение полномочий управления.
Пунктом 3.3.2 Должностной инструкции начальника Управления, утвержденной Главой Муниципального образования "Город Воткинск" 1 сентября 2016 года, предусмотрено, что начальник Управления не только обеспечивает организацию работы по формированию муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения на территории города Воткинска, размещение его на муниципальных и других предприятиях, но и осуществляет контроль за его выполнением.
Из материалов дела усматривается, что 5 декабря 2022 года Воткинской межрайонной прокуратурой, совместно с представителем ГИБДД ГУ МО МВД России "Воткинский" проведена проверка, в ходе которой установлено, что на отдельных участках улично-дорожной сети г. Воткинска допущены нарушения вышеуказанных требований.
Установлено наличие сформированных снежных валов ближе 10 метров от пешеходных переходов, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход": на участке автомобильной дороги у д. N 41 по ул. Кирова г. Воткинска, на участке автомобильной дороги у д. N 89 по ул. 1 Мая г. Воткинска, на участке автомобильной дороги у д. N 101 по ул. 1 Мая г. Воткинска, на участке автомобильной дороги у д. N 7 по ул. Серова г. Воткинска, на участке автомобильной дороги у д. N19 по ул. Мира г. Воткинска, на участке автомобильной дороги у д. N 27 и N 28 по ул. Волгоградская г. Воткинска, на участке автомобильной дороги у д. N 5 по ул. Победы г. Воткинска, на участке автомобильной дороги у д. N 36 по ул. Кирова г. Воткинска.
На перекрестке улиц 1 Мая - выезд с Гаражного кооператива N 38 в зоне треугольника видимости имеется наличие сформированных снежных валов высотой 2, 5 метра.
На остановочных пунктах маршрутных транспортных средств на заездных карманах и посадочной площадке остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, расположенных у д. N 2 по ул. Красноармейская, у д. N 5 по ул. Победы, у д. N 95 по ул. Чайковского г. Воткинска имеется наличие уплотненного снега толщиной слоя более 6 см.
Лицом, ответственным за содержание дорог местного значения является начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска.
Распоряжением временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования "Город Воткинск" от 22 сентября 2020 года N 205-л Брагин А.В. назначен на должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска.
9 декабря 2022 года Воткинским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска Брагина А.В. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное нарушение правил содержания указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии послужило основанием для привлечения должностного лица - начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска Брагина А.В. постановлением мирового судьи к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами которого согласился судья районного суда.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором в порядке, установленном статьями 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия должностного лица - Брагина А.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами нижестоящих судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения Брагина А.В. к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Обязанности, возложенные на начальника Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска Брагина А.В. как лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог местного значения, положениями приведенных выше норм, не выполнены.
Брагин А.В, имея возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, вывод судебных инстанций о наличии в бездействии начальника Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска Брагина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
При проведении прокуратурой совместной с ГИБДД проверки процессуальных нарушений не допущено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Брагина А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено с учетом положений статьи 3.1 и части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 12.34 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Воткинского района Удмуртской Республики, действующего в порядке замещения мирового судьи судебного участка N 2 г. Воткинска Удмуртской Республики, от 23 декабря 2022 года, решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 февраля 2023 года, вынесенные в отношении начальника Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска Брагина Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ежовой Ирины Сергеевны, действующей на основании доверенности, в интересах Брагина Александра Викторовича - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.