Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу Петрова Владимира Ивановича на вступившие в законную силу постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петрова Владимира Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 января 2023 года глава администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петров Владимир Иванович (далее по тексту - Петров В.И.) привлечен к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года постановление судьи районного суда изменено путем исключения из него указания на невыполнение представления и.о. прокурора Цивильского района Чувашской Республики от 9 ноября 2022 года Прдр-20970017-218-22/-20970017, содержащего требования: о рассмотрении вопроса об отмене результатов межведомственной комиссии от 18 апреля 2022 года и признании утратившим силу постановления администрации Цивильского городского поселения от 25 апреля 2022 года N 136 (пункт 2); о месте и времени рассмотрения представления заблаговременно сообщить в прокуратуру района для участия (пункт 4); о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению нарушений закона с приложении копии приказа о наказании виновных письменно сообщить в прокуратуру района в установленный законно месячный срок (пункт 5), в остальной части указанный судебный акт оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Петров В.И. выражает несогласие с вышеуказанными судебными актами, вынесенными в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, просит их отменить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики по заявлению Чикуровой Т.В. проведена проверка в деятельности администрации Цивильского городского поселения на предмет соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что процедура оценки многоквартирного дома и вынесенное на ее основании заключение не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
По факту выявленных нарушений и.о. прокурора Цивильского района Чувашской Республики 9 ноября 2022 года внесено представление Прдр-20970017-218-22/-20970017, согласно которому главе администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петрову В.И. предписано: безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению причин допущенных нарушений и условий им способствующих, недопущению их впредь (пункт 1); рассмотреть вопрос об отмене результатов межведомственной комиссии от 18 апреля 2022 года и признании утратившим силу постановления администрации Цивильского городского поселения от 25 апреля 2022 года N 136 (пункт 2); за ненадлежащее исполнения своих должностных обязанностей рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц (пункт 3); о месте и времени рассмотрения представления заблаговременно сообщить в прокуратуру района для участия (пункт 4); о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению нарушений закона с приложении копии приказа о наказании виновных письменно сообщить в прокуратуру района в установленный законно месячный срок (пункт 5).
Рассмотрев представление прокурора об устранении нарушений законодательства, глава администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петров В.И. 30 ноября 2022 года, подготовил и направил ответ в адрес прокурора Цивильского района Чувашской Республики (л.д. 25-29).
Не согласившись с данным ответом, и.о. прокурора Цивильского района Чувашской Республики 6 декабря 2022 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петрова В.И. по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петрова В.И. к административной ответственности на основании статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы (с учетом уточнения судьей Верховного Суда Чувашской Республики) о том, что Петров В.И. не выполнил пункты 1 и 3 представления и.о. прокурора Цивильского района Чувашской Республики от 9 ноября 2022 года Прдр-20970017-218-22/-20970017, а именно: не принял конкретных мер по устранению причин допущенных нарушений и условий им способствующих, недопущению их впредь; не рассмотрел вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении конкретно указанных в представлении прокурора требований вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного закона вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
Статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Положения Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из дела, фактически представление было рассмотрено в месячный срок главой администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петровым В.И. По результатам рассмотрения в установленный срок был направлен в прокуратуру письменный ответ о результатах рассмотрения представления.
Таким образом, глава администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петров В.И, получив представление прокурора, выполнил требования статей 7 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1.
Само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа не может являться основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, факт умышленного невыполнения главой администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петровым В.И. требований прокурора, вытекающих из его полномочий, не нашел объективного подтверждения.
В связи с этим оснований полагать о наличии в действиях главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петрова В.И. состава вмененного ему административного правонарушения, не имеется.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петрова В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Петрова Владимира Ивановича удовлетворить.
Постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Петрова Владимира Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.