Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 22 марта 2023 года кассационную жалобу Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 4 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года по административному делу N 3а-432/2022 по административному исковому заявлению Агашина Д.В. к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства Удмуртской Республики Шевцова В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего доводы кассационной жалобы несостоятельными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
9 ноября 2021 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год" (далее - Перечень).
Согласно пункту 18462 в Перечень включен объект с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес".
Данное постановление 11 ноября 2021 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
В настоящее время постановление N 615 действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2022 года N 8.
Агашин Д.В. обратился в суд с названным административным иском, указал, что является собственником здания с кадастровым номером N, общей площадью 1 005, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Полагая, что здание включено в Перечень необоснованно, Агашин Д.В. просил признать недействующим со дня принятия пункт 18462 Перечня.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 4 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года, административное исковое заявление Агашина Д.В. удовлетворено, признан недействующим со дня принятия пункт 18462 Перечня; на Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. С Правительства Удмуртской Республики в пользу Агашина Д.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель Правительства Удмуртской Республики в кассационной жалобе просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что судом необоснованно исключена из расчета площадь помещения с наименованием "ресепшен" (помещение 20, площадью 20, 0 кв.м), в связи с чем суд пришел к неправильному выводу о несоответствии здания критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагает, что здание предназначено и используется (20 процентов и более) в целях размещения объектов общественного питания.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Агашин Д.В. является собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером N, общей площадью 1005, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", наименование "реставрация и приспособление для современного использования здания, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль купеческих зданий, 2-ая половина 19 в.", назначение "нежилое здание", вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено спорное здание - "Эксплуатация и обслуживание административного здания".
В соответствии с экспликацией помещений к поэтажному плану здания (строений) части здания имеют следующие помещения. Подвал: "помещение", "коридор"; 1 этаж: "коридор", "лестничная клетка", "помещение", "обеденный зал" (138, 5 кв.м), "открытая кухня" (17, 9 кв.м), "кухня" (28, 1 кв.м), "туалет", "санузел", "водомерный узел"; 2 этаж: "лестничная клетка", "коридор", "КУИ", "электрощитовая", "помещение персонала", "кабинет", "холл", "помещение", "помещение приема пищи", "раздевалка", "ресепшен", то есть к помещениям общественного питания относятся помещения общей площадью 184, 5 кв.м (основная и вспомогательная), что составляет 19 процентов от общей площади здания. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено названное выше здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что что здание с кадастровым номером N не подлежит включению в Перечень
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы, что помещение "зона ресепшн" площадью 20 кв.м предназначено для размещения объектов общественного питания, делового назначения, следовательно, более 20 процентов здания (198 кв.м + 20 кв.м (ресепшн) = 218 кв.м) предназначено для размещения объектов общественного питания, делового назначения.
Такое утверждение не основано на соответствующих нормах правового регулирования.
При этом обследование помещения на предмет фактического использования не осуществлялось.
Согласно технического паспорта от 24 августа 1978 года все помещения в здании имели назначение "канцелярские".
Таким образом, оснований для отнесения помещения "зона ресепшн" к помещениям, предназначенным для размещения объектов общественного питания, общественного питания, делового назначения, не имелось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 4 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.