Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 4 апреля 2023 года кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда города Самары от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 февраля 2023 года по административному делу N 2а-4674/2022 по административному исковому заявлению Изотовой Татьяны Анатольевны к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным требования и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркиной Ю.А. по доводам кассационной жалобы, возражения Изотовой Т.А, ее представителя по доверенности Сколозубова А.Н. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Изотова Т.А. (далее также - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее также - министерство, административный ответчик).
В обоснование административного иска указано, что Изотова Т.А. является участником долевого строительства в отношении двухкомнатной квартиры площадью 69, 24 кв.м, в жилом доме по адресу: "адрес" на основании договора N С2-20/2004 от 28 июля 2004 года о долевом участии в строительстве жилья, заключенного с ЗАО ИСК "Средневолжскстрой", и договора N от ДД.ММ.ГГГГ об уступке права требования. Оплата стоимости договора произведена ФИО1 в полном объеме. Застройщик свои обязательства не исполнил, жилой дом не построил, признан банкротом.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 5 декабря 2011 года требования Изотовой Т.А. включены в реестр требований о передаче жилого помещения должника ЗАО ИСК "Средневолжскстрой". Жилой дом включен в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329.
Изотовой Т.А. 21 июля 2022 года и 11 августа 2022 года в адрес министерства направлены обращения о предоставлении ей двухкомнатной квартиры в ином объекте - ЖК "Рассвет", расположенном по адресу: "адрес", в границах улиц 18 км "адрес", на которые получен ответ от 16 августа 2022 года, согласно которому обращения приняты к сведению, о возможности предоставления будет сообщено дополнительно. Ответ по существу обращения не поступил. Строительство секций N и N объекта незавершенного строительства на "адрес" не ведется из-за отсутствия финансирования, обязательств у нового застройщика ООО "Стройпроектсервис" перед участниками долевого строительства не возникло.
Одним из требований для включения в перечень участников долевого строительства для получения квартиры в другом объекте является наличие постановления о признании потерпевшим в уголовном деле в отношении первоначального застройщика ЗАО ИСК "Средневолжскстрой", Изотова Т.А. признана потерпевшей по уголовному делу.
Считая свои права нарушенными, а уведомление незаконным, административный истец с учетом произведенных уточнений административных исковых требований просила суд: включить ее в перечень граждан - участников долевого строительства проблемного объекта, чьи требования подлежат удовлетворению в ЖК "Рассвет"; признать копию постановления о признании потерпевшей от 23 сентября 2009 года идентичной оригиналу постановления (л.д. 54-56).
Решением Ленинского районного суда города Самары от 20 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 февраля 2023 года, на Министерство строительства Самарской области возложена обязанность включить Изотову Т.А. в перечень граждан - участников долевого строительства проблемного объекта, чьи права подлежат удовлетворению ООО "Строй Центр".
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, министерство просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о законности принятого министерством решения об отказе во включении Изотовой Т.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства, поскольку сведения о ней содержатся в реестре проблемного объекта, строительство которого подлежит завершению, после завершения которого, административному истцу будет предоставлено помещение в этом объекте. Таким образом, права Изотовой Т.А. в настоящее время удовлетворяются путем достройки проблемного объекта в рамках реализации положений Закона о поддержке обманутых дольщиков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изотовой Т.А. представлены письменные возражения по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что Изотова Т.А. является участником долевого строительства жилого дома по адресу: "адрес", квартал 96, "адрес" на основании заключенного с ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" договора N С2-20/2004 от 28 июля 2004 года о долевом участии в строительстве жилья, и договора N 101 от 10 января 2007 года об уступке права требования по договору N С2-20/2004. Предметом строительства являлась двухкомнатная квартира общей площадью 69, 24 кв.м в секции N 2 на 11 этаже в вышеуказанном жилом доме. Стоимость квартиры в размере "данные изъяты" руб. оплачена Изотовой Т.А. в полном объеме, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 апреля 2011 года по делу N А55-36158/2009 ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 5 декабря 2011 года по делу N А55-36158/2009, требования Изотовой Т.А. включены в реестр требований о передаче жилого помещения должника ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" (л.д. 12-13).
Изотова Т.А. включена в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", что подтверждается уведомлением Министерства строительства Самарской области от 4 марта 2014 года (л.д. 25).
23 сентября 2009 года Изотова Т.А. постановлением следователя признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному в отношении директора ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" Чупшева В.П. (л.д. 23-24).
Указанное постановление представлено административным истцом с пакетом документов в министерство для включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, что подтверждается распиской Министерства от 21 января 2014 года (л.д. 26).
Министерством строительства Самарской области в рамках постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства" был проведен конкурс по отбору организаций в целях удовлетворения требований участников долевого строительства ЗАО ИСК "Средневолжскстрой", по итогам которого ООО "Стройпроектсервис" приняло обязательство по удовлетворению прав требований 82 участников долевого строительства на получение ими 78 жилых помещений. Указанные обстоятельства установлены из решения Самарского районного суда города Самары от 24 февраля 2022 года по делу N 2-208/2022 и не оспаривались административным ответчиком.
ООО "Стройпроектсервис" принял на себя обязательства по обеспечению квартирами дольщиков, которые ранее заключили договоры долевого участия с ЗАО ИСК "Средневолжскстрой" по приобретению квартир в 4-й секции. Перед дольщиками, заключившими договоры на приобретение квартир во 2-й секции, у застройщика ООО "Стройпроектсервис" обязательств не возникло (л.д. 14-17).
Изотовой Т.А. заключен договор долевого участия в строительстве в отношении квартиры, расположенной во 2-й секции вышеуказанного жилого дома, следовательно, удовлетворение ее права требования застройщиком ООО "Стройпроектсервис" не представляется возможным.
Установлено также, что по итогам проведенного в 2015 году в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 декабря 2013 года N 54 конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов ООО "Строй Центр" приняло на себя обязательства по удовлетворению прав требований 62 участников долевого строительства на получение ими 68 жилых помещений проблемного объекта по адресу: "адрес", уд. Вилоновская/ "адрес", застройщиком которого являлось ЗАО ИСК "Средневолжскстрой".
3 августа 2020 года на основании протокола конкурса от 27 февраля 2015 года между Министерством строительства Самарской области и ООО "Строй Центр" заключено соглашение о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса.
Удовлетворение прав требований участников долевого строительства планируется посредством предоставления жилых помещений в ЖК "Рассвет", расположенном по адресу: "адрес", в границах улиц 18 км. "адрес" и "адрес".
В соответствии с указанным соглашением министерством в адрес ООО "Строй Центр" направлены перечни граждан - участников долевого строительства проблемного объекта в целях удовлетворения прав требований пострадавших участников долевого строительства.
Изотова Т.А. на момент рассмотрения дела в указанные перечни не включена, что участниками процесса не оспаривается.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Изотова Т.А. по независящим от нее обстоятельствам на момент рассмотрения дела не включена ни в один перечень пострадавших участников долевого строительства, чьи требования подлежат удовлетворению новыми застройщиками, принявшими на себя обязательства по итогам конкурсов по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов.
Установив, что застройщик ООО "Строй Центр" подтвердил фактическую возможность предоставления административному истцу жилого помещения, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, верно возложил на Министерство строительства Самарской области обязанность включить Изотову Т.А. в перечень граждан - участников долевого строительства проблемного объекта, чьи права подлежат удовлетворению ООО "Строй Центр".
Данные выводы судов, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства (далее - меры поддержки) относятся:
1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством Самарской области для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой Самарской области и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включенных в перечень проблемных, либо пунктом 3.1 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;
3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта уполномоченным органом проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком;
4) предоставление субсидий, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) -невозможным завершение строительства проблемного объекта;
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта министерством проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком;
6) предоставление субсидий новому застройщику на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на цели завершения строительства проблемного объекта;
7) предоставление субсидий новому застройщику, объединению участников долевого строительства на возмещение затрат на внесение арендной платы за земельный участок под проблемным объектом;
8) установление с момента принятия застройщиком обязательств по завершению строительства проблемного объекта понижающих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности либо право собственности на которые не разграничено и занятые такими объектами;
9) возмещение расходов новому застройщику, объединениям граждан на проведение обследования технического состояния проблемного объекта, разработку проектной документации проблемного объекта и проведение в отношении нее государственной экспертизы;
10) предоставление пострадавшим участникам долевого строительства земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле";
11) завершение строительства проблемного объекта специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей завершение строительства таких объектов и созданной Правительством Самарской области;
12) иные меры поддержки, не запрещенные действующим законодательством.
В силу части 3 статьи 6 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД вид государственной поддержки и ее объем определяются Уполномоченным органом в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Самарской области.
В силу части 4 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства, принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, строительство которых подлежит завершению, утвержден Постановлением Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка формирование реестра пострадавших участников долевого строительства осуществляется министерством строительства Самарской области (далее - уполномоченный орган) согласно настоящему Порядку в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом о поддержке обманутых дольщиков.
Согласно пункту 1.4 Порядка реестр пострадавших участников долевого строительства ведется раздельно в отношении пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, строительство которых подлежит завершению, и в отношении пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.
Суды обеих инстанций установили, что 3 августа 2020 года на основании протокола конкурса от 27 февраля 2015 года между министерством и ООО "Строй Центр" заключено соглашение о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса.
В соответствии с указанным соглашением министерством в адрес ООО "Строй Центр" направлены перечни граждан - участников долевого строительства проблемного объекта в целях удовлетворения прав требований пострадавших участников долевого строительства, однако Изотова Т.А. в указанные перечни не включена, что явилось основанием для правильного вывода судов о возложении на министерство обязанности её включения в перечень граждан - участников долевого строительства проблемного объекта в целях удовлетворения её прав ООО "Строй Центр" с учетом того, что застройщик ООО "Строй Центр" подтвердил фактическую возможность предоставления административному истцу жилого помещения. В этой связи с учетом позиции заинтересованного лица ООО "Строй Центр" подлежит отклонению утверждение подателя жалобы, что гражданин не вправе требовать предоставления ему конкретной меры государственной поддержки.
Доводы кассационной жалобы о законности принятого министерством решения об отказе во включении Изотовой Т.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства поскольку сведения об Изотовой Т.А. содержатся в реестре проблемного объекта, строительство которого подлежит завершению, после завершения которого, административному истцу будет предоставлено помещение в этом объекте, получили надлежащую оценку судов и не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела. Административным ответчиком не представлены суду неопровержимые доказательства достройки проблемного объекта в обозримом будущем силами нового застройщика.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций обоснованно и отмене (изменению) не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 25 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.